Батыры — гордость казахского народа. Они с честью защищали родную землю и готовы были отдать жизнь за свой народ. Каждый батыр и его подвиги достойны памяти потомков.
Кто такие казахские батыры? Это профессиональные военные, военачальники, которые отличились в бою особой храбростью и отвагой. Батыр — почетный титул героя, богатыря, славного воина.
Кобланды
Какие батыры были в Казахстане? В Казахстане известны такие батыры: Кобланды, Жалантос, Карасай, Богенбай, Отеген, Райымбек и другие.
Полулегендарный Кобланды Токтарбайулы родом из кара-кипчаков служил полководцем у Абулхаир хана (XV век). В героическом эпосе его называют Каракипчак Кобланды, отмечается в книге «Казахстан. Национальная энциклопедия».
Он особенно отличился в сражениях против чатаидов и сефевидов. Действия Кобланды стали одной из причин, почему Керей и Жанибек откочевали из ханства в Моголистан и потом образовали Казахское ханство. Кобланды убил в поединке Акжол бия, а хан Абулхаир не выдал его султанам для суда по законам шариата.
О подвигах Кобланды народ слагал героический эпос, передавая его устно. Впервые отрывки эпоса были записаны и изданы в 1899 году.
Жалантос
Жалантос Бахадур (1576–1656) происходит из казахского рода торткара, зажиточной семьи Сеткул-кази. Он получил образование в мечети и учился в специальной военной школе для правителей и военачальников. В 17 лет его избрали бием части родов алимулы. При хане Бекмухаммеде был советником по военным вопросам. С 1612 года — эмир Самарканда.
Образовавшееся Джунгарское ханство в Западной Монголии начало нашествие на земли казахов и узбеков. Войско Жалантоса разбило джунгар в 1640 году и нанесло основной удар в 1643 году, придя на помощь Жангир хану.
Конфликт между бухарским ханом Абдул-Азизом и иранским шахом в 1646 году за города Хорасан и Балх разрешило 100-тысячное войско Жалантоса. Иранцы были разгромлены. И это был не последний победоносный поход батыра, память о котором чтут потомки.
Карасай
Великий полководец казахов Карасай Алтынайулы родился в 1598 году в Карасазе (территория Жамбылского района Алматинской области). Он из рода шапрашты Старшего жуза. Уже с юных лет Карасай отличался крупным телосложением и невероятной силой, о чем слагали легенды. Чтобы сшить ему пару сапог, еле хватало шкуры одного быка.
Звание батыра Карасай получил в 1620 году после сражения на реке Тобол, когда он взял в плен двух калмыцких вождей. Также Есим хан назначил его своим советником. В битве с ойратами в 1627 году он одержал 11 побед в жекпе-жек. Это поединок один на один, позволяющий избежать массового кровопролития. Воины, чей представитель терпел поражение, обязаны были признать себя побежденными, объясняют авторы статьи «Жекпе-жек — боевое искусство и национальный вид спорта в Казахстане».
Карасай с другими батырами разработал тактику и стратегию ведения оборонительной войны на своей территории, пишет веб-портал «Тарих». Он внедрил разведку боем, формирование снайперских групп, использование окопов. Школа военных топографов-стратегов, которую оставил после себя Карасай батыр, блестяще сработала в войне с джунгарами в XVIII веке.
Богенбай
Кто относится к казахским батырам XVIII века? Одни из наиболее известных казахских батыров XVIII века — это Богенбай, Отеген, Райынбек. Они вели войну против джунгарских захватчиков.
Батыр Канжыгалы Богенбай (1680–1778) походил из рода канжыгалы казахского племени аргын. Родился в семье потомственного батыра Акша, который возглавлял войско хана Тауке. Дед Богенбая — батыр Альдеун, командующий войсками хана Есима.
Воспитывался Богенбай вместе с детьми хана Тауке. Когда он подрос, то участвовал в собраниях биев, улаживал споры в аулах. За ум, отвагу и решительность в 1710 году его избрали командующим ополчения всех трех жузов в борьбе с джунгарами. Богенбай ни разу не потерпел поражения в проведенных 103 сражениях.
Впервые он победил в жекпе-жек с джунгарским князем в 1712 году. В 1725–1727 годах изгнал джунгаров из столицы казахов Туркестана и из Саурана за Джунгарский Алатау. Отец научил его тактики ведения боя малым отрядом. Богенбай нападал внезапно, разбивал противника и исчезал. Перед этим проводилась тщательная разведка.
В 1756–1758 годах батыр разгромил китайские войска под Талкы и гнал их до Урумчи. В 1761 году Богенбай вместе с сыном Абылай хана Адилем посетил Китай с дипломатической миссией. Батыр прожил долгую и достойную жизнь. Его останки погребены в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави.
Отеген
Отеген батыр (1699–1773) — знаменитый военачальник, боровшийся с джунгарскими захватчиками в первой половине XVIII века. Отеген походил из племени дулат Старшего жуза. По сказаниям акынов и легендам, у отца Отегена Отегула было 12 сыновей, но все они умерли от чумы. Во сне ему приснился старец и сказал, чтобы он не горевал, потому что родится у него сын, который будет стоить 12 умерших. Вскоре у него родился сын Отеген, ставший легендарным батыром.
С 15 лет воевал Отеген против джунгар. В 1723 году участвовал в битве вместе с батырами Райымбеком, Тауасаром, Хангельды. Историки утверждают, что Отеген получил хорошее образование в Стамбуле, что помогло ему сблизиться с Толе би и Абылай ханом. В 1740 году он воевал против джунгар на реке Или вместе с отрядом Толе би. В 1756 году батыр покинул Казахстан и вернулся через 17 лет.
По преданиям, его захватили в плен китайцы, он 10 лет был закован в колодки. Когда же их сняли, Отеген убил стражников и сбежал. Чтобы вернуться домой, ему понадобились годы. Подвиги батыра воспел дед Суюнбая акын Кусен, акыны Майкот и Тлемис.
Райымбек
Райымбек стал батыром в 17 лет. Еще при жизни его признали аулие ('святым'). Он родился он в 1705 году и рос в тяжелое время набегов джунгар на казахские земли. Народу нужны были смелые и сильные воины, которым было бы по силам прогнать врагов с территории Казахского ханства.
Райымбек возглавил отряды ополченцев. Он участвовал во всех решающих битвах, которые переломили сценарии войны. Джунгары потерпели поражение в 1726 году на реке Буланты, в 1729 году — в знаменитой Аныракайской битве в низине Балхаша.
К 1740-м годам мощь Джунгарской империи ослабла. Райымбек участвовал в выдворении джунгар из Жетысу к Алтайским горам. В то время он был известен на всю степь. Только крепкое здоровье, огромная сила воли и непоколебимость позволили Райымбеку 33 года держаться в седле и воевать, несмотря на 77 ранений в боях.
Писатель Баянгали Алимжанов в книге «Аблай хан и его батыры. Легенды Великой степи» пишет о батырах не только как о храбрых и физически сильных патриотах родины. Их сила и энергетика связана с чем-то потусторонним. Казахи объясняют это одним словом — «аруах» ('духи').
Казахские батыры — воплощение духа свободы, силы и патриотизма народа. Это военные лидеры, которые с оружием в руках защищали родную землю и ее ценности. История их борьбы достойна глубокого уважения, благодарности и гордости потомков.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1655657-kazakhskie-batyry-geroi-voyny-s-dzhun/