Аль-Фараби — гениальный ученый средневековья. Опираясь на античную философию, он всю жизнь стремился к познанию истины. Его труды легли в основу многих современных наук и философской мысли ислама.
Биография Аль-Фараби
Кто такой Аль-Фараби? Абу-Насыр Мухаммед Ибн-Мухаммед Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки (Аль-Фараби) — известный средневековый философ Востока, ученый и мыслитель, автор комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона, за что его прозвали «Вторым учителем» (первым на Востоке считали Аристотеля).
Где родился Аль-Фараби? Это дискуссионный вопрос. Разные источники указывают на разные места рождения. Аль-Фараби родился в 870 г. в городе Фараб (Отрар современного Казахстана), пишет The Biographical Encyclopedia of Astronomers. По данным Encyclopedia Iranica, он родился в местности Фарьяб, Хорасан (современный Афганистан). Хотя в книге Рожера с комментариями арабского географа аль-Идрисси к карте мира словом Farab обозначена северная часть реки Сырдарьи (сейчас территория Южного Казахстана). Принято считать, что философ родился в селении Весидж Фарабского округа, где река Арыс впадает в Сырдарью. Это Отрарский район Южно-Казахстанской области в Казахстане, отмечает КазНУ им. Аль-Фараби.
Большинство источников сходятся на том, что Аль-Фараби имеет персидское происхождение. Об этом упоминает его старейший биограф, средневековый арабский историк Ибн Абу Усайбиа в «Истории врачей», напоминает Encyclopedia Iranica. Историк исламской философии Маджида Фахри пишет, что отец Фараби — армейский капитан персидского происхождения. Хотя более ранние исследования утверждают, что Аль-Фараби был тюрком, пишет Stanford Encyclopedia of Psylosophy.
Неизвестно, кто был первым учителем Аль-Фараби. Основы образования он получил у себя на родине. Некоторое время учился и работал в Шаше (Ташкент), Самарканде, Бухаре. Образование решил продолжить в столице и культурном центре Арабского халифата Багдаде. Там он изучал греческий язык, медицину, логику.
Его наставником стал Юханна ибн Хайлан, который участвовал в традиции передачи наследия Аристотеля от него к ученикам через целый ряд поколений. Логику изучал со знаменитым переводчиком античных текстов на арабский язык Абу Бишр Матта. В Багдаде Аль-Фараби начал свое знакомство с трудами Аристотеля. Он был настолько впечатлен, что окончательно принял решение заниматься наукой.
В 941 году он, уже как известный ученый, перебрался в Дамаск. Денег на жизнь не хватало. Днем философ работал садовым сторожем, а ночью писал научные труды и занимался самообразованием. Так продолжалось до тех пор, пока о нем не узнал халебский правитель Сейф ад-Давлы, который покровительствовал ученым и поэтам. Он начал выплачивать деньги Аль-Фараби, чтобы тот мог заниматься наукой, хотя придворным ученым философ не стал и даже не переехал в Халеб.
В 949 году Аль-Фараби побывал в Египте, путешествуя около года. Умер мыслитель в 950 году в Дамаске в возрасте 80 лет. По одним данным, смерть была естественной. По другим — скончался от рук грабителей.
Где похоронен Аль-Фараби? Его похоронили у Малых ворот Дамаска без участия духовенства за его прогрессивные научные взгляды. Молитву над могилой прочитал правитель.
Взгляды и наследие ученого
Аль-Фараби считают основоположником восточного аристотелизма. Во многом его философские взгляды формировались под влиянием философии Платона и Аристотеля, однако он выходит за их рамки и не стал только комментатором их трудов.
Что изучал Аль-Фараби? Мыслитель изучал античную философию, интересовался логикой, математикой, политикой, основами идеального государства и правителя. В сфере его интересов были музыка, астрономия, физика, химия, биология, медицина, филология. Аль-Фараби знал около 70 языков, пишет доктор философских наук Агын Касымжанов в книге «Абу-Наср аль-Фараби». Он был ученым-энциклопедистом, обладающим универсальными знаниями.
Все, что он изучал, находило отражение в его работах. Что написал Аль-Фараби? Он написал около 130 научных трудов, среди которых трактаты и комментарии:
- Наиболее известная его работа — «Слово о классификации наук» — первая в истории арабо-мусульманской философии классификация, в которой он раскрыл содержание и предмет изучения каждой науки.
- Также известен трактат «Об общности взглядов двух философов — Божественного Платона и Аристотеля».
- Трактаты по этике и политике: «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Указание пути к счастью», «Политика», «Афоризмы государственного деятеля», «О достижении счастья».
- Философская система восточного перипатетизма, которую ученый изложил во «Втором учении».
Под влиянием античной философии и в результате собственных заключений Аль-Фараби сформулировал ряд идей:
- Основа бытия — 6 ступеней, которые имеют причинно-следственную связь. Это Бог, небесные тела, космический разум, душа, форма и материя. Мир, природу ученый наделяет вечным существованием, материю — неисчезаемостью. Материя активна, сама создает формы.
- Сущность человека — в познании. Объект познания — природа. Аль-Фараби верил в возможность человека достичь счастья в земной жизни путем познания и стремления к совершенству.
- В познании ведущую роль имеет разум, а не слепая вера и догмы. Аль-Фараби отделяет философию от религии. Цель философии — рациональное достижение истины с помощью умственных способностей, которые развиваются благодаря изучению логики, пишет доктор философских наук Жакыпбек Алтаев в монографии «Аль-Фараби».
- Правителем добродетельного государства может быть только совершенный философ и пророк одновременно. Он обладает предельной совершенностью и высшей человечностью.
Аль-Фараби выступал защитником науки и гуманизма. Он сам соответствовал образу совершенного философа, о котором писал. Довольствуясь малым, был устремлен к бесконечному познанию истины, которая должна сделать людей счастливыми.
Труды Аль-Фараби во многом опережали время. Они оказали огромное влияние на исламскую философскую мысль и в целом на мировое развитие науки. Ибн Сина (Авиценна) считал Аль-Фараби своим учителем.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1710000-al-farabi-biografia-i-filosofia/