Рафаэль Санти — итальянский художник начала XVI века. Он принадлежит к величайшим мастерам эпохи Высокого Возрождения. В произведениях Рафаэля воплощены идеи ренессансного гуманизма.
Какие самые известные картины Рафаэля? Это «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Конестабиле», фрески «Афинская школа» и «Триумф Галатеи», портреты «Донна Велата», «Бальдассаре Кастильоне», «Автопортрет», классические картины на евангельские темы «Святое семейство» и «Преображение», «Святой Георгий и дракон».
«Сикстинская Мадонна» (1512–1513)
Какая самая популярная картина Рафаэля? Самая знаменитая из множества созданных художником образов Богоматери — «Сикстинская Мадонна», один из величайших шедевров западного искусства. Ценность картины так велика, что мир отметил 500-летие ее создания.
Рафаэль написал это огромное полотно (265х196 см) для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце. На нем изображена Богоматерь, спускающаяся по облакам и несущая людям своего сына. Ее образ торжественный и печальный, она осознает, какую жертву приносит. Как пишет журналист Илья Бузукашвили, в ней воплотились черты сотен женщин, любивших своих младенцев. С двух сторон от Мадонны изображены фигуры святого Сикста и святой Варвары, внизу — два ангела.
Позже картина попала в коллекцию Дрезденской галереи. В 1945 году она чуть не погибла в штольне, где были спрятаны картины от бомбежек. В составе коллекции она стала трофеем СССР, пока в 1956 году шедевры галереи не были переданы прежним владельцам.
«Мадонна Конестабиле» (1502–1504)
На этой картине Мадонна изображена в образе совсем юной женщины, почти девочки. Ее хрупкость подчеркивает фон картины — пейзаж с заснеженными горами и рекой. Композиционно небольшая картина (17,5×18 см) заключена в круг. Она была выполнена на дереве вместе с рамой, рисунок которой создал сам Рафаэль. «Мадонна Конестабиле» считается последней юношеской работой художника.
Название картины связано с ее историей. Она принадлежала графу Конестабиле. При продаже он поставил условие закрепить в названии фамилию владельца в память о семейной реликвии. Сейчас картина хранится в Эрмитаже.
«Автопортрет» (1504–1506)
Это самое известное изображение Рафаэля, созданное им самим. При современных исследованиях картины был обнаружен рисунок, который подтвердил подлинность автопортрета. Художник использовал его в зеркальном отражении во фреске «Афинская школа» для создания образа древнегреческого художника.
Картина находилась в частной коллекции. В 1682 году она перешла в коллекцию галереи Уффици во Флоренции.
«Святое семейство» (1506)
Произведение относится к раннему периоду творчества художника. Это традиционное изображение Девы Марии с младенцем на коленях. Рядом с ними Иосиф Обручник. В его задумчивом образе передается переживание о судьбе приемного сына. Это редкое в иконографии изображение Иосифа без бороды, поэтому картина известна под вторым названием «Мадонна с безбородым Иосифом».
Картина изначально создана на дереве, это плохо сказалось на ее состоянии, и она была перенесена на холст. В конце XVIII века ее приобрели для галереи императорского Эрмитажа в России, где она с тех пор и находится.
«Святой Георгий и дракон» (1506)
В картине использован сюжет о подвиге святого Георгия. По преданию святой Георгий победил змия, который в одном городе поедал детей.
При Екатерине II картина была куплена для Эрмитажа, но в советские времена, в 1920-е годы, была продана за границу, выставлялась в берлинских и лондонских галереях. Позже из частной коллекции была подарена Национальной галерее искусства в Вашингтоне.
«Афинская школа» (1510–1511)
Фреска «Афинская школа» была создана в Ватиканском дворце — официальной резиденции Папы Римского. Огромная картина размером 500х770 см впечатляла своей композицией и стала одним из лучших произведений эпохи Возрождения.
Картина передает жизнь знаменитой Академии в Афинах, созданной древнегреческим философом Платоном. Фигуры ученых и их учеников подчеркнуто монументальны, скомпонованы в отдельные выразительные группы. В центре картины сам Платон, дискутирующий со своим лучшим учеником Аристотелем. В его образе находили портретное сходство с Леонардо да Винчи. В фигуре на переднем плане передано сходство с Микеланджело.
Во всех группах, изображенных на картине, ведутся оживленные дискуссии или ученики углублены в работу, что в целом передает характер жизни и учебы в Академии. На портале Web Gallery of Art подробно рассмотрены все фигуры огромной фрески Рафаэля.
«Триумф Галатеи» (1511)
Эта фреска была создана Рафаэлем на римской вилле его богатого покровителя. Сюжет взят из древнегреческого мифа о Галатее. Эта нимфа влюбилась в простого пастуха. Циклоп, влюбленный в Галатею, устранил соперника, раздавив его огромным камнем. Галатея превратила возлюбленного в прекрасную реку. На фреске изображен апофеоз мифа, когда нимфа несется по реке в колеснице из раковины, запряженной двумя дельфинами. Ее окружает процессия мифических морских божеств.
«Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1514–1515)
В начале XVI века Рафаэль стал самым известным портретистом в Риме. Созданные им портреты вызывали восхищение, стали новым словом в этом виде искусства, повлияли на портретную живопись всех последующих художников, в том числе на Тициана, Рембрандта. Рафаэль в своих работах художественными средствами блестяще и захватывающе исследовал характер изображаемых людей.
Лучшим в этом жанре признан портрет Бальдассаре Кастильоне — известного писателя и дипломата, друга художника. На портрете его лицо почти фронтально повернуто к зрителю, передана утонченность, ранимость и чувствительность человека. Картина хранится в коллекции Лувра.
«Донна Велата» (1516)
Другое и более распространенное название картины — «Женщина под покрывалом». Известно, что здесь изображена возлюбленная и натурщица Рафаэля Форнарина. Она стала прототипом многих женских образов в творчестве художника. О Форнарине распространялось много противоречивых легенд, особенно в XVIII–XIX веках. Но ее прекрасный образ навсегда остался в искусстве.
На картине лицо женщины обрамлено накидкой, подчеркивающей ее красоту и напряженный взгляд. Мастерски написана художником игра линий в складках ткани.
«Преображение» (1516–1520)
Одно из самых знаменитых полотен Рафаэля создано для алтаря собора во Франции, сейчас хранится в Ватикане. Сюжеты картины взяты из евангельских преданий, изображены два последовательных эпизода:
- Вверху — картина преображения Иисуса на горе Фаворской.
- Внизу изображена попытка апостолов изгнать нечистого духа из отрока, который обращается к Христу.
В целом картина утверждает исцеляющую силу преображенного Христа. Она признана самой прекрасной из работ Рафаэля.
Сколько картин у Рафаэля? За свою 37-летнюю жизнь художник создал более 180 живописных картин, портретов, холстов для алтарей и фресок. В его наследии множество рисунков и эскизов.
Картины Рафаэля хранятся в знаменитых коллекциях в разных странах. Все они вошли в мировую сокровищницу, принадлежащую человечеству.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1817421-sikstinskaa-madonna---sedevr-vozrozdenia-simvoly-zasifrovannye-v-kartine/