Депутат Наталья Жумадильдаева: Моя семья – тоже своего рода Ассамблея народа Казахстана
Опубликовано:
1 марта Казахстан будет в четвертый раз отмечать День благодарности. Праздник был учрежден по инициативе Президента Н.А. Назарбаева в 2016 году. Он основан на исторических событиях, когда в годы сталинских репрессий в нашу страну были депортированы целые народы. Брошенных на произвол судьбы людей тогда приютил казахский народ.
Историей своей семьи в интервью NUR.KZ поделилась Депутат Мажилиса Парламента РК от Ассамблеи народа Казахстана Наталья Жумадильдаева.
- Как ваши предки оказались в Казахстане?
- Мой прадед был депортирован из Мордовии в Карагандинскую область в 1937 году, он был обозначен, как раскулаченный человек. Хотя, по словам бабушки, все, что было дома – это пасека, это скот. На тот момент мои предки считались довольно-таки состоявшимися людьми. У прадеда были работники, но это не были подневольные люди. Она всегда говорила, что, когда накрывался стол, все принимали пищу вместе, это были совсем другие взаимоотношения. Но звучало такое слово, как «раскулачивание» и они приехали сюда. У них не было ни копейки в кармане, но были навыки, они умели трудиться, организовывать свой быт. Безусловно они встали на ноги с помощью людей, которые их поддержали. Надо сказать, что позже, когда появилась возможность уехать, они не уехали. Мало того, они наоборот привезли своих родственников из Мордовии. Потому что земля благодатная, люди особенные.
- Какими были ваше детство и ваша юность? О чем вы сегодня вспоминаете с теплом?
- Я жила в Темиртау. Взять, к примеру, нашу улицу. Мы жили в частном доме, у меня первые соседи были латыши, потом мы жили – мордва, потом рядом жили чеченцы, и потом 5 домов подряд – немцы. Мы все друг у друга учились. Мы смотрели на немцев, и, как немцы, старались аккуратно вести свой быт, держать свое хозяйство, дома. Мы смотрели на чеченцев и вот это благородство, эта широта, почтение к старшим – мы этому учились. Я приведу один бытовой пример. Моя мама решила сделать манты, а дома не было мантоварки. Она попросила у соседей чеченцев. Манты она сделала из мяса халяль. Потому что она знала, что эта мантоварка - это посуда мусульманской семьи.
В 1982 году я уехала учиться в Мордовию. Мы тогда не сильно осознавали свою национальную принадлежность, мы были советские граждане. Тем не менее, там образовалась своя казахстанская династия, куда входили и казахи, и русские, и татары, и мордва, все национальности, которые учились в этом университете из Казахстана – у нас была своя диаспора. Когда я ходила по Мордовии, мне никто не говорил, что я мордовка, мне говорили, что я - казашка. Это не только внешне, это и диалект, и поведение. У меня была подруга с Ростова-на-Дону. Мы, когда шли и видели наших знакомых издали, зная мою привычку, она предупреждала меня: «Не приглашай пить чай». В этом как раз и есть сущность тех людей, которые выросли в Казахстане. Для меня это удивительно, что значит не приглашать пить чай? Безусловно, мы выросли в этой среде. Этому научились наши родители, а мы это переняли естественно, это часть нашей жизни, это быт нашего дома.
- Вы уезжали учиться на историческую родину, но вернулись назад, в Казахстан. Почему?
- Когда я закончила школу, мой папа решил отправить меня в Мордовию. Если мои предки вынужденные переселенцы, то я осознанный. Я выучилась в Мордовии, но вернулась в Казахстан. Для меня все там было чужое. На казахской земле, там ведь мало того, что люди приехали: когда здесь разные народы стали жить друг с другом, они настолько в одном котле перемешались… Это как мы варим суп, положили разные ингредиенты, а получился один вкус. Эти же продукты мы положим в другое блюдо, получится другой вкус. Мы здесь уже совсем другие. Нам комфортно, удобно в Казахстане.
- Что для вас значит праздник День благодарности?
- Это касается меня, моей семьи. В поселке Осакаровка стоит обелиск, там есть имена моих предков. Сегодня это вызывает у меня слезы, конечно. Это тяжелая трагедия для людей. У Дня благодарности очень глубокий исторический фундамент. Это очень молодой праздник, он только формируется у молодого поколения. У меня, представительница четвертого поколения мордовцев в Казахстане, есть понимание того, что это день, когда мы действительно должны быть благодарны тому, что мы вообще есть. Это исторический факт, что миллионы людей были вынуждены переселиться в Казахстан, оставшись без крова, оставшись без средств к существованию. Можно сказать, духовно истощенные люди оказались в казахстанской степи. Даже мама, провожая свою дочь замуж, в другую семью, она переживает, как это будет, как она адаптируется, и как она будет жить, а это миллионы народов, которые вынуждены были менять все, приехать без крошки хлеба. Без поддержки казахов и без взаимной поддержки тех этносов, которые вынуждены были приехать сюда и жить здесь, не было бы нас.
- Как вы считаете, как высылка депортированного народа повлияла на Казахстан?
- Каждый, кто живет в Казахстане, вкладывает в страну свой труд, свои знания. Это не иждивенческое проживание, это вклад в культуру, традиции, экономику, политику, искусство. Это так гармонично все легло. Я думаю, что это только обогатило – так же казахский народ впитывал в себя какие-то лучшие стороны от каждой нации и этноса, который приехал сюда. Есть у нас другая история, когда стала зарождаться независимость нашей страны. И здесь можно было эти тонкие нити порвать и все разрушить. Многие начали уезжать. На тот момент я проживала в Кызылординской области. Не секрет, что здесь проживает 99% коренного населения, титульная нация. Оттуда тоже начали уезжать, но многие вернулись. Я тогда работала в школе. У нас целая династия педагогов уехала в Россию, но все они вернулись. Они не смогли - они по-другому мыслят, они по-другому живут, по-другому относятся ко многим вещам. Сегодня те, кто проживает здесь – истинные патриоты Казахстана. То, что люди вернулись, и то, что люди не разделяют себя от Республики Казахстан, считают себя казахстанцами – это большая заслуга Главы государства.
- Какова роль Ассамблеи народа Казахстана в укреплении мира и согласия в стране?
- Создание АНК - это основной гарант другим этносам их равноправия. Любой гражданин независимо от национальности – он полноправный гражданин этого государства со своими правами и обязанности. Он обязан служить в армии, соблюдать все законы. Ассамблея дает возможность развивать, поддерживать свою культуру, языки. Но это не отделяет этнокультурные объединения от государства и народа в целом. И поэтому, когда Глава государства создал АНК, он сделал один из выверенных политических шагов, когда поли этничность и поликонфессиональность государства, превратилось в большой плюс для развития экономики, политической основы. Институт АНК дал основу для единства народа, это та площадка, которая изучается в мире. Если другие государства будут не только изучать, а применять этот опыт, думаю, тогда во всем мире воцарится мир. Это очень тяжелый труд – сохранить единство. Когда эти процессы грамотно урегулированы, это, конечно, обеспечивает стабильность.
- В вашей семье уже есть традиция, связанная с Днем благодарности?
- Это не День благодарения, как США - там благодарны высшей силе, а здесь - людям, истории. На сегодняшний день он только зарождается. Важно правильно внедрить его в сознание людей, чтобы значимость этого праздника понимали дети, молодое поколение. Он будет обрастать новыми традициями… Я благодарна, что я живу, что Казахстан дал возможность выжить моим предкам. У меня многонациональная семья, тоже своего рода Ассамблея народа Казахстана. У нас в семье есть немцы, греки, украинцы, а сама я замужем я за казахом, мой сын - казах, внучки - казашки, в нашей семье - новая ветвь. Сегодня я больше ощущаю себя казашкой, только мордовского происхождения. Я чувствую благодарность за то, что имею сегодня в жизни – за мирное небо. Раньше как-то не задумывались об этом, а сегодня понимаю - это дорогого стоит.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/1780775-deputat-natala-zumadildaeva-moa-sema-toze-svoego-roda-assamblea-naroda-kazahstana/