Қыстау: что собой представляло зимнее кочевье казахов
Опубликовано:
Из чего сооружались строения на қыстау, могли ли казахи проживать на зимнем кочевье круглый год и чем прославилось урочище Жидебай, рассказывает NUR.KZ.
Как известно, главным жилищем казахов, ведших кочевой образ жизни, являлась юрта. Однако суровый климат и сильные ветра, как правило, не позволяли использовать ее в качестве жилья круглый год. С наступлением холодов казахи отправлялись на қыстау – зимнее кочевье.
Қыстау вполне можно назвать "зимним аулом". На территории одного қыстау могло проживать десять и более семей. Здесь имелись жилые помещения, места для содержания скота и хозяйственные постройки. Қыстау обычно располагались неподалеку от источников воды.
На севере для возведения строений для зимовки чаще всего использовали дерево, в степи – камень и дерн. Казахи южных регионов в строительстве задействовали саманный кирпич. Кочевники с берегов Иртыша могли использовать не только дерн, но и камыш, хворост и сырцовый кирпич. В северных регионах встречались деревянные срубы русского образца.
Хозяйственные постройки очень часто строили с трех сторон, как бы окружая жилое помещение. Это давало дополнительное тепло и защищало от зимних вьюг. Окно делали на стене, противоположной двери, либо на потолке.
Ранее NUR.KZ рассказывал о материальной культуре казахского народа в XV-XVIII веках. В частности, в материале говорится о том, что қыстау был одним из четырех видов сезонных пастбищ кочевников. Для летних жайлау выбирались долины близ рек, а для весенних көктеу и осенних күзеу – обширные бесснежные пространства.
Право на владение қыстау обычно закреплялось за объедением нескольких семей, но бывали и исключения. К примеру, один бай мог всецело владеть целой зимовкой. Некоторые из членов семьи весной могли не отправляться с остальными кочевать, а оставались на қыстау. Они следили за порядком, сохранностью имущества, а также заготавливали на зиму сено.
Также в контексте рассказа о қыстау стоит вспомнить о жатаках – обедневших казахах, вынужденных перейти к оседлому образу жизни. Жатаки не имели скота, и, следовательно, у них не было потребности в постоянных кочевках. Зачастую они становились наемными работниками у баев и постоянно проживали на его қыстау. Им поручалось выполнение различной черновой работы по хозяйству.
Одним из самых известных қыстау в Казахстане является Жидебай – родовой аул Абая Кунанбаева, который в середине XIX века выполнял роль зимнего кочевья. Великий казахский поэт-просветитель провел здесь существенную часть своей жизни, написав знаковые произведения. Ближе к концу жизни Абай переехал в Жидебай на постоянное место жительства. В 1880 году он построил в поселении новое медресе. Впоследствии Жидебай был включен в число исторических объектов музея-заповедника Абая Кунанбаева.
Неудивительно, что многие қыстау со временем превратились в полноценные аулы. Особенно это касается XIX-XX веков, когда казахи начали переходить к оседлости. Во время освоения целины распахивались огромные площади земель, и остатки многих қыстау были попросту уничтожены. Тем не менее, интерес к зимним кочевьям казахов сохранился у археологов и историков. Даже в XXI веке они продолжают находить развалины қыстау и вместе с ними предметы быта, которыми пользовались наши предки.
*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/kaleidoscope/2049486-qystau-chto-soboy-predstavlyalo-zimnee-kocheve-kazahov/