Пополнение в казахской семье: какие традиции сопровождают радостное событие
Опубликовано:
Культура казахского народа богата самыми разными традициями, которые становятся неотъемлемой частью жизни человека. О главных обычаях, связанных с рождением ребенка, читайте в материале NUR.KZ.
Рождение ребенка – большое событие в любой семье. Начало новой жизни, продолжение рода, передача знаний из поколения в поколение – это все становится возможным только после появления на свет новорожденного. У подавляющего большинства народов нашей планеты рождение ребенка – это праздник. Конечно, немаловажную роль играют детали, то есть те традиции, которые сопровождают первые дни ребенка.
Казахи, как и представители многих других этносов, всегда очень трепетно относились к детям и их воспитанию. Отношение к потомству лучше всего проследить по образцам фольклора. Вот лишь малая часть пословиц, характеризующая отношение народа к детям и семейным ценностям в целом.
- "Әкені көріп ұл өсер, шешені көріп қыз өсер" (Сын берет пример с отца, дочь – с матери);
- "Әкеге баланың алалығы жоқ" (Для отца все дети одинаковы);
- "Ата – бәйтерек , бала – жапырақ" (Отец – могущее дерево, ребенок – его листок);
- "Ырыс алды қыз" (Дочь – предвестник счастья);
- "Ердің анасы – елдің анасы" (Мать, родившая героя, – всему народу мать).
Не секрет, что в прошедших веках в казахских семьях рождение мальчика воспринималось с большим воодушевлением. В этом нет ничего удивительного: у многих других народов были схожие взгляды на вопрос гендерной принадлежности новорожденного. Во многом на это влияли регулярные войны и частые междоусобицы.
Чтобы защититься от набегов неприятелей, конечно, нужно было как можно больше мужчин. Также сын у казахов, как правило, выполнял роль кормильца в тот момент, когда родители уже не могли делать тяжелую работу. Кроме того, вести кочевой образ жизни, ставший на существенный временной отрезок основным для большей части казахов, было бы чрезвычайно трудно без крепких мужских рук.
Первый праздник в жизни казахского ребенка – это шiлдехана. Согласно поверьям, этот праздник организуют в один из нечетных дней на неделе сразу после рождения ребенка. На шiлдехана собираются близкие родственники семьи и друзья. Празднование рождения ребенка всегда проходит с особым весельем, гости бросают шашу, все поздравляют семью, в которой произошло пополнение.
В старые времена шiлдехана отмечались целыми аулами, к его жителям присоединились родственники из других краев. Организовывались скачки, выступления музыкантов и народные танцы. Для того, чтобы известить знакомых о благой вести, зачастую по соседним аулам отправляли гонца, которой, в свою очередь, за сообщение радостной новости получал сүйінші (подарок, поощрение).
К восстановлению матери после родов относились со всей серьезностью. По понятным причинам женщина ощущала физическое истощение. Чтобы ей было легче вернуться к нормальным кондициям, проводился обряд, называемый "Қалжа мал". Суть его заключалось в том, что предварительно закалывали барана, а после этого подавали женщине сорпу и мясо. Некоторые верили, что ребенок может вырасти неуклюжим, если проигнорировать проведение данной церемонии.
Далее, обглоданный шейный позвонок барана подвешивали на древесный прут в женской половине юрты. Таким образом оказывалась честь матери и родившемуся ребенку. Последующие сорок дней женщине следовало пить сорпу и употреблять мясо барана – для полного восстановления сил.
Наречение именем (ат қою) также входит в число ключевых событий первой недели жизни ребенка. Согласно традиции, наречению предшествует прочтение азана (призыв к обязательной молитве). Церемонию поручают провести наиболее уважаемому аксакалу. Имя для младенца раньше в большинстве случаев выбирали дедушка и бабушка со стороны отца, лишь иногда это право передавалось родителям. Кульминацией обряда становилось троекратное произнесение аксакалом фразы "Сенің атың..." (Твое имя…). При этом старейшина говорил имя на ухо новорожденному, будто стараясь получше его донести.
Конечно, нельзя не сказать о праздновании қырқынан шығару (достижение ребенком 40-дневного возраста). Многие верят, что до 40 дней ребенок может быть подвержен сглазу, поэтому показывают его родственникам только по истечении этого срока. Кроме того, к данному моменту ребенок заметно крепнет и уже отчасти адаптируется к жизни. У казахов даже есть поговорка на этот счет: "40 күнде жан кіреді", то есть на сороковой день в ребенка вселяется душа.
*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/2025959-popolnenie-v-kazahskoy-seme-kakie-traditsii-soprovozhdayut-radostnoe-sobytie/