Қазақша күрес: вид единоборства, который стал частью духовной культуры казахского народа
Опубликовано:
В прежние времена мало какой праздник обходился без схваток палуанов. Соревнования по қазақша күрес, очень популярные в наши дни, имеют богатую историю. Подробнее о казахской борьбе – в материале NUR.KZ
Қазақша күрес также называют иногда қазақ күресi или просто күрес. Точных данных о том, когда зародился этот вид борьбы нет, однако можно с уверенностью утверждать, что күрес имеет вековую историю. Разновидность борьбы, популярная в наши дни, конечно, имеет отличия от той, которая была известна жителям бескрайних степей в XVII или XVIII веках. И все-таки многое из особенностей и правил қазақша күрес сохранилось вплоть до сегодняшнего дня.
Казахская борьба – это не просто вид спорта, это – часть культуры, быта, истории народа. Вообще, палуаны (мастера борьбы) всегда считались очень уважаемыми люди, занимая место в одном ряду с акынами, певцами, искусными наездниками, беркутчи и другими почитаемыми людьми. Зачастую мастера қазақша күрес принимали участие в военных противостояниях, впоследствии становясь батырами.
Народ всегда очень любил палуанов, отметил вице-министр культуры и спорта РК Сарсен Куранбек, в середине 2010-х годов, занимавший должность генерального секретаря Федерации қазақ күресi. Схватки палуанов были одним из популярнейших зрелищ, сопровождавших многие праздники. Поединки часто собирали огромные толпы зрителей, многие специально приезжали ради этого из других аулов.
В ходе противостояния борцы должны были продемонстрировать не только физическую силу, но и умение тактически вести бой. Малейший просчет мог стоить победы. Чтобы одержать верх, палуану было необходимо продемонстрировать выносливость, упорство, силу духа и технические навыки ведения борьбы.
Как уже говорилось выше, правила казахской борьбы менялись с течением времени. Раньше борцы выходили на поединок, обнаженные по пояс. Уже в начале XX века палуаны начали надевать специальные куртки. В конце прошлого столетия профессором Елемесом Алимхановым была разработана форма, ставшая впоследствии общепринятой. Он назвал этот вид формы балуан торғауыт.
Особенность қазақша күрес заключается в том, что палуаны могут бороться исключительно в стоячем положении, то есть борьба в партере исключена. Нельзя касаться земли рукой или коленом: это будет означать, что борец проиграл схватку. Хотя, согласно другим правилам, касаться земли можно, но не более двух раз. Каждый из соперников в ходе боя стремится как можно скорее повалить оппонента на землю. Разрешаются любые захваты за пояс или выше пояса.
При этом запрещены проходы в ноги и захваты нижней части тела. Палуанам разрешается делать подсечки, а также проводить приемы через бедро. Многие мастера казахской борьбы практикуют захваты за куртку, также называемую шапан. Как правило, она имеет короткие рукава и нашивки в районе плеч. Естественно, для изготовления борцовской крутки используется наиболее прочная ткань.
Техника қазақ күресi интересна своим разнообразием бросков: насчитывается более десяти их видов. К примеру, борец может использовать қағып лақтыру (бросок подсечкой), еңкейіп лақтыру (бросок наклоном), көтермелеп лақтыру (бросок подсадом), айналдырып лақтыру (бросок с кружением) и другие.
Всплеск интереса к казахской борьбе со стороны других народов наблюдался в первые десятилетия после образования Советского Союза. Примерно тогда она получила наименование қазақша күрес – для того, чтобы отличать ее от схожих видов единоборств других народов. Практически у всех тюркских этносов есть свои богатые борцовские традиции, идущие из глубины веков. Сарсен Куранбек рассказал, что в более ранние периоды казахи называли свой вид борьбы просто күрес.
В Казахстан стали приезжать многие исследователи спортивных единоборств, желающие больше узнать о қазақ күресi. Виды борьбы народов Средней Азии, в том числе казахскую борьбу, изучал один из создателей самбо Анатолий Харлампиев.
Қазақша күрес начала активно популяризироваться среди молодежи. Так, согласно сведениям, представленным в национальной энциклопедии «Казахстан», қазақша күрес вошла в программу республиканских соревнований в 1938 году. Уже через год состоялся первый чемпионат Казахской ССР по этому виду спорта. В разных весовых категориях призерами стали Е. Доскалиев, А. Курманбаев и О. Мусин.
Популярность казахской борьбы только растет в наши дни. Все больше молодых людей стремится овладеть техникой этого древнего единоборства. Во всех регионах нашей страны на регулярной основе проводятся турниры по қазақ күресi различного масштаба. Важно, что этот национальный вид борьбы не только имеет отношение к спортивным состязаниям, но и является частью духовной культуры казахского народа.
Управлением по делам религий города Алматы ежегодно среди прихожан мечетей организовываются соревнования по различным видам спорта, в том числе и по қазақ күресi. Соревнование проходило в двух весовых категориях – до 75 кг и выше 75 кг.
Необходимо отметить, что основной целью турнира является развитие национального спорта, пропаганда здорового образа жизни, формирование в молодежной среде толерантного религиозного сознания и иммунитета к радикальной идеологии.
Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/interesting-facts/2032327-qazaqsha-kures-vid-edinoborstva-kotoryy-stal-chastyu-duhovnoy-kultury-kazahskogo-naroda/