Исторические памятники Казахстана, которые увековечили историю
Опубликовано:
На территории Казахстана расположено множество древних сакральных и архитектурных объектов. Они относятся к разным векам и эпохам, представляют богатое историческое наследие. Многие из них имеют статус памятников, охраняемых государством.
Какие древние памятники есть в Казахстане? К древнейшим памятникам относится городище Сауран. К Средневековью относятся мавзолеи Домбаул, Алаша-хана, Бабаджи хатун, Карахана, Ходжи Ахмета Ясави. Памятник более позднего периода — необычная подземная мечеть Бекет-ата.
Городище Сауран
Раскопки древнего городища Сауран имеют статус памятника республиканского значения. Первое поселение на территории нынешней Туркестанской области возникло в I веке, город сформировался в VI веке, а впервые упоминается в рукописях Х века. В Средние века он уже был одним из главных городов присырдарьинского региона. Значимость ему придавал Великий шелковый путь, связывающий Китай и Крым.
Город Сауран на протяжении веков разрушался в междоусобных войнах и внешними врагами. В первой половине XII века он был разрушен монголами. Затем в XIV веке город возродился, стал центром Белой Орды. Тамерлан сделал его крепостью. Еще в XVII веке город оставался значимым в Казахском ханстве, но был разрушен джунгарами.
Благодаря современным археологическим исследованиям обнаружены остатки мечети, медресе, крепостной стены, башен и фундаментов городской застройки.
Мавзолей Домбаул
Кочевники сооружали мавзолеи над могилами известных ханов, выдающихся религиозных мыслителей или легендарных личностей. Эти памятники имеют особое значение для национальной идентичности народа. На государственном уровне ставится задача создания культурно-географического пояса Казахстана, о чем пишет в научной статье доктор философии Кульшат Медеуова с соавтором.
Мавзолей Домбаул — один из архаичных, доисламских памятников, относится к VIII–IX векам, ко временам гуннов. Находится в центральной части Казахстана недалеко от Жезказгана на берегу реки Ингирь. Остается загадкой, над чьей могилой он сооружен, но есть множество версий. Это то ли могила отца Чингизхана, то ли его телохранителя или музыканта. Другие предположения — здесь похоронен необыкновенной силы и отваги джигит Домбаул, подданный Алаша-хана.
Мавзолей Домбаул имеет юртообразную форму с конусообразным куполом. В плане это площадка 8,9х7,9 м высотой 5,5 м. Построен из плоских каменных плит серовато-розового цвета, стены толщиной около 2 м.
Мавзолей Алаша-хана
Памятник X–XI века, расположен в Улытауской области. Личность Алаша-хана остается загадочной и окутана легендами. В представлении казахов и близких им народов это был их общий предок. Слово «алаш» в период после распада Золотой Орды стало лозунгом, который объединял степняков, означало ‘родичи’, ‘братья’.
Мавзолей Алаша-хана построен в редком архитектурном стиле, по фасаду имеет шестигранные колонны. Высота сооружения — 10 м, размеры — 9,7х11,9 м.
Мавзолей Бабаджи хатун
Сооружение относится к эпохе караханидов (XI век), расположено около города Тараза Жамбылской области. Легенда тесно связывает личность Бабаджи хатун с воспитанницей шейха Айкожы Айша-биби. Ее полюбил правитель Тараза Карахан, но шейх отказался выдавать за него девушку. Тогда Айша убежала тайком к любимому, но по пути погибла от укуса змеи. Карахан возвел над ее могилой сказочной красоты мавзолей, от которого до нашего времени сохранились только части фасада.
Айшу сопровождала Бабаджи хатун, которая после смерти Айши стала хранительницей ее мавзолея. После смерти над ее захоронением тоже был возведен мавзолей, хорошо сохранившийся до сих пор. Это небольшое сооружение высотой 5 м с восьмигранным куполом. Фасады украшены нишами и арочными окнами.
Мавзолей Карахана
Памятник относится к XI веку, он расположен около города Тараз. Карахан был основателем династии Караханидов, стал одним из первых тюрков, принявших ислам.
Древний памятник был почти полностью разрушен в начале ХХ века, но сохранилось надгробие. Интересен тем, что был перестроен по сохранившимся фото, были восстановлены конструкции, но декоративное убранство сооружения утрачено.
Вход в мавзолей находится под стрельчатой аркой. Сама арка опирается на колонны. Над зданием возвышается купол.
Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави
Мавзолей возведен над местом захоронения великого тюркского мыслителя и поэта, главы тюркской ветви суфизма Ходжи Ахмета Ясави. Расположен он на территории музея-заповедника «Азрет-султан» в Туркестане.
Ясави умер в 1166 году, первоначально был похоронен в маленьком мавзолее. Через 233 года после этого завоеватель Тамерлан приказал возвести над его могилой грандиозный комплекс в честь одной из своих побед. В более поздней истории этот комплекс был резиденцией казахских ханов.
Доктор архитектуры Константин Самойлов с соавтором изучали архитектуру комплекса и отметили, что такая композиция была характерна для общины суфиев, основателем которой был Ходжи Ахмет Ясави.
Мавзолей — огромное здание 46,5х65,5 м с порталами и куполами, со стенами толщиной до 2 м. Главный купол высотой 44 м диаметром 22 м. Купол — символ единства и гостеприимства казахов. В здании расположен круглый центральный зал и более 35 помещений на 2 этажах. В одном из помещений находится усыпальница мыслителя, в которую ведет дверь, украшенная резьбой по слоновой кости. В центре усыпальницы располагается надгробие. Паломники молятся около входа в это помещение.
Мечеть Бекет-ата
Культовый памятник относится к XVIII–XIX веку. Это пристанище Бекета-ата, где он жил и был похоронен. Бекет-ата был религиозным деятелем-суфием, просветителем и батыром, его почитали как святого.
Мечеть Бекет-ата — уникальный и необычный для мусульман подземный храм. Он расположен на плато Устюрт в Мангистауской области. Мечеть вырублена в скале, по пути к ней необходимо спуститься на 1500 м. Состоит она из пяти округлых камер, одна из них михрабная (указывает направление на Мекку). В куполе одной из камер сделаны световые отверстия. Неподалеку от храма есть целебный источник, которым по преданию пользовался сам Бекет-ата.
Мечеть находится в труднодоступном месте, в 115 км от ближайшего поселения. Несмотря на это, она стала местом паломничества множества мусульман. Изучать ее стали только с 1960 года, в 1982 она была внесена в список памятников республиканского значения.
Какой закон защищает памятники Казахстана? Сакральные объекты, археологические памятники, архитектурные комплексы и сооружения монументального искусства находятся под защитой государства, о чем сказано в Законе РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия».
Даже такой небольшой перечень исторических памятников Казахстана показывает, насколько богата история страны. Сейчас эти памятники охраняются, изучаются специалистами, стали привлекательными туристическими объектами. Главное — это сокровища национальной культуры народа.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/tourist-routes/1739023-drevnie-pamatniki-kazahstana-spisok/