Бурихан Нурмухамедов - о смене герба: Мы сами определяем свою судьбу, страну и свои национальные символы
Опубликовано:
Зримым воплощением нашей национальной идентичности являются государственные символы, сказал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на Национальном курултае в Атырау. Глава государства принял во внимание инициативу экспертов и молодежи об изменении Государственного герба и предложил ее на обсуждение обществу. Как изменение герба связано с ростом национальной идентичности и почему важен сам процесс дискуссий в обществе в интервью NUR.KZ поделился политолог и член Национального курултая Бурихан Нурмухамедов.
- Бурихан Жолбарысович, вы вместе с коллегами Айдосом Сарымом, Данияром Ашимбаевым выдвинули предложение об учреждении Национального дня книги. Президент Касым-Жомарт Токаев поддержал вашу инициативу на курултае. В чем заключается идея?
- В силу развитости социальных сетей и мобильных гаджетов, мы сейчас живем в цифровую эпоху, когда у каждого есть смартфон и есть возможность заходить в соцсети, проводить много времени там. Кроме того, трендом становится искусственный интеллект, к услугам которого многие прибегают. Все это приводит к тому, что Интернет и соцсети занимают очень много времени, а книги уходят на второй план, в то время, как они являются важным источником знаний и надежным способом сохранить эти знания. Посыл в том, чтобы акцентировать внимание на книгах: они есть, важно их читать. Немаловажно, что у книг, написанных на одном языке, меньше тиражи и интерес к ним. Чтобы книга заняла достойное место и в образовании подрастающего поколения, и у старшего поколения, мы предложили учреждение такого праздника.
23 апреля в мире отмечают Международный день книги, поддерживаемый ЮНЕСКО. Национальный день книги в Казахстане может стать альтернативой.
- На курултае в Атырау президент Касым-Жомарт Токаев описал контуры общественно-идеологической модернизации в Казахстане. Какие основные тезисы президента вы отметили?
- Сам формат Национального курултая говорит о том, что здесь должны подниматься вопросы духовного развития, идеологии, национальной идентичности, языка. Национальный курултай является консультативно-совещательным органом при президенте. Его формат заключается в том, что члены курултая выдвигают различные идеи, направленные на единство и консолидацию нации. На этих собраниях нередко возникают вопросы экономического, социального характера, вопросы безопасности и внутренней политики, но основное все же – это сфера идеологии и духовного развития.
Идеологическую повестку президент начал высказывать еще на предыдущем курултае в Туркестане. На курултае в Атырау он уже очертил основные контуры и обозначил константы, которые должны быть учтены в идеологическом развитии общества. Он сказал об общенациональных ценностях, о том, что нам мешает и с чем надо бороться. Эти вопросы достаточно дискуссионные. И президент смело пошел на этот разговор, поскольку национальный курултай, как я считаю, представляет достаточно широкий срез общественных страт, которые существуют в Казахстане - это и бизнесмены, и депутаты, и эксперты, и ученые, и представители регионов. Надо иметь в виду, что курултай – не институциональный орган, как парламент или правительство.
Неинституциональный формат разговора с обществом себя оправдал, потому что здесь вносят и апробируют идеи, которые должны работать и реализовываться даже не в течение электорального цикла президента, а в долгосрочной перспективе – это 10-15-20 лет. Президент смело на этот разговор пошел. Он в этом формате видит некий механизм обратной связи, когда он напрямую предлагает обществу те или иные инициативы, которые могут быть или должны быть в центре внимания сегодня.
Меня привлек в его словах призыв активнее и шире использовать бренд Золотой орды в выстраивании образа нашей страны на международной арене. Мы сейчас говорим, что история Казахстана берет начало с откочевки Жанибека и Керея в 1465 году. А если взять период Золотой орды, то мы на 245 лет углубляемся в прошлое и воспринимаем себя как преемники кочевой империи, которую составляла Золотая орда. Большинство ее территорий приходилось на территорию современного Казахстана.
В то же время, мне было приятно услышать, когда президент высказался об излишнем копании в прошлом, которое приносит нам больше вреда, чем пользы. Это совпадает с моей точкой зрения: мы никогда не найдем в прошлом ответы на те проблемные вопросы, которые существуют в настоящем. Я исхожу из того, что каждое поколение должно решать вызовы и проблемы, которые перед ними возникают, не занимаясь копанием в прошлом и пустыми обсуждениями. К тому же, это не ведет общество к единению и консолидации.
Президент поднял вопрос национальной идентичности и ставит его во главу угла. Этот приоритет очень важен, потому что именно сейчас становление независимого Казахстана – это самое первое, что является ценностью национальной идентичности. Это главный посыл, который президент хотел сказать и настроить на это все общество. Он таким образом как бы "задевает" общество и говорит: "Давайте об этом говорить! Давайте об этом думать! Давайте по этим непростым вопросам принимать решения!". Решения, которые будут приняты на основе единства нации, они будут, условно говоря, выстраданными нами самими. Это важный посыл.
Если помните, была программа "Рухани жанғыру", она в плане развития культурного наследия сыграла свою роль, но, что касается модернизации сознания, нет. Во-первых, слова расходились с делом. Во-вторых, многие вопросы "сглаживались", и фокус внимания общества был смещен. На Национальном курултае процесс пошел.
- На курултае прозвучало предложение изменить Государственный герб. По словам главы государства, были приняты во внимание доводы профессионалов и неравнодушных граждан о том, что герб Казахстана слишком сложен для восприятия, в нем присутствует эклектика и признаки советской эпохи. Как вы прокомментируете это предложение?
- Президент в данном случае сказал, что есть различные точки зрения. Как глава "слышащего государства" он дал понять, что мимо этого нельзя проходить, надо на это дать ответ и пригласил к разговору, чтобы определиться, нужны нам изменения или нет. Он предложил, если будет общее согласие, создать соответствующую комиссию, провести общественные дискуссии, объявить конкурс на лучший эскиз и потом уже вынести новый вариант Государственного герба.
Я сам лично считаю, что это предложение своевременное и правильное, и оно не связано с вопросами социального и экономического характера. Когда-то нам ведь надо решать вопросы и национальной идентичности, и духовного развития! Я честно говоря, не разделяю доводы, касающиеся цены этого вопроса. Не думаю, что это будет занимать много ресурсов.
Дело еще в том, что начинается разговор, обсуждение и дискуссии по этому вопросу. Общество "втягивается" и участвует, а значит будет говорить свое мнение. Независимость, которую мы обрели в 1991 году, она ценна тем, что мы должны чувствовать себя гражданами, которые сами определяют свою судьбу, свою страну, свои национальные символы. Конечно, мы независимы от других государств, но более важна гражданская составляющая независимости. Мы как граждане своей страны самостоятельно определяем историю, настоящее и будущее. Конечно, определять их нужно эффективно и профессионально, заниматься и изучать вопросы, а не просто давать формальное одобрение. Я думаю, что в итоге мы придем к такому гербу, который будем носить, как нагрудный знак, будем носить и гордиться тем, что мы представляем Казахстан.
Что касается существующего герба, мне кажутся сомнительными два-три элемента. Во-первых, звезда, во-вторых, кони-единороги – мифические существа, которые мало связаны с культурой, мировоззрением и миропониманием казахов, в-третьих, изображение шанырака в центре, если приглядеться. Национальные элементы как кереге, шанырак оказались на заднем плане и не совсем реалистичны. Я бы на эти вещи обратил внимание.
Я думаю, что можно было бы больше использовать богатейший потенциал наших национальных казахских узоров. Они очень информативные, насыщенные и несут в себе глубокий смысл, подчеркивают наш национальный характер.
- Если говорить в целом, какие показательные кейсы в работе Национального курултая вы можете привести в пример, когда идеи и предложения реализовались, проблемы нашли решение?
- Вопрос роста семейно-бытового насилия поднимался на прошлом заседании курултая, и он уже реализовывается в рамках проекта закона. Приняты дорожные карты по вопросам, которые были озвучены на туркестанском курултае. Надо отметить, что работа курултая становится все более насыщенной, даже по количеству предложений и вопросов: первоначально на курултае в Ұлытау поступили около 40 вопросов, на втором курултае в Туркестане – уже порядка сотни, сейчас еще больше. Этому способствовало то, что секционные заседания у нас прошли предварительно за месяц-полтора и также состоялись накануне, в ходе них и высказывались предложения.
Поскольку это вопросы больше культурно-духовного развития, я не вижу необходимости принятия конкретного законопроекта, документа или концепции, хотя они тоже важны. Здесь важен сам процесс. Допустим, был поднят вопрос о праздновании 80-летия Великой Победы в следующем году и чествования наших национальных героев. Я думаю, что тот факт, что мы за год заранее обратили внимание на этот вопрос, сделает празднование действительно более содержательным. У меня отец был ветераном войны. Для памяти о том времени было бы важно не просто провести парад с салютом, а дать больше содержательности: рассказать какие были люди, кем они были, издать книги памяти и обозначить непреходящие ценности.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/politics/kazakhstan/2071047-burihan-nurmuhamedov-o-smene-gerba-my-sami-opredelyaem-svoyu-sudbu-stranu-i-svoi-natsionalnye-simvoly/