Егор Кончаловский: В Казахстане я чувствую себя, как дома
Опубликовано:
Именитый российский кинорежиссер и продюсер Егор Кончаловский приехал в Алматы для презентации своего нового авторского фильма "На Луне". В беседе с корреспондентом NUR.KZ мужчина рассказал о новом детище, обнажил проблему казахстанского кинематографа, поделился жизненными ценностями и поведал о безграничной любви к своей маме - Наталье Аринбасаровой - сильной и прекрасной женщине, которая не нуждается в представлении.
В его жилах течет русская и казахская кровь. Мама – заслуженная артистка Казахстана и России - Наталья Аринбасарова, отец - известный голливудский и российский кинорежиссер Андрей Михалков-Кончаловский.
Накануне Егор Андреевич Кончаловский побывал в офисе NUR.KZ и увлек нас своими рассказами о жизни, творчестве и любви. Успешный режиссер, актер и продюсер, создатель таких фильмов, как "Антикиллер", "Сердце мое - Астана", "Побег", "Возвращение в "А", поведал о своем новом проекте - авторском кино под названием "На Луне".
Картина вышла в широкий российский прокат 27 февраля. А в минувший понедельник, 2 марта, предпремьерный показ прошел в южной столице Казахстана.
Новая работа Кончаловского рассказывает историю двадцатилетнего «мажора», которого отец отправляет на перевоспитание на остров под названием "Луна".
Режиссер с интересом переделывал притчевую историю о блудном сыне под реалии XXI века. Отец здесь - большой чиновник. Сын - абсолютный оторва, который все делает, как он сам говорит, лишь ради прикола и хайпа. Берегов не видит, пока не приплывает сюда, на дикие острова и озера посреди страны. Необходимость нравственного выбора становится главным лейтмотивом фильма.
По словам Егора Андреевича, съемки проходили при достаточно скромном бюджете и жестких требованиях по производству.
"Когда сражаешься малой армией, надо очень хорошо подготовить план битвы", - подметил создатель фильма.
Яркого представителя кинематографической династии Кончаловских-Михалковых в свое время тоже можно было отнести к представителям "золотой молодежи" или "мажорам". Егор Андреевич не отрицает, в фильме действительно проскальзывают и автобиографические моменты.
"Но советская "золотая молодежь", конечно, была другая. Она была не такой как сейчас. Она была гораздо более скромная, скрытная. Неприлично было показывать богатство свое. Его было необходимо скрывать.... Что касается автобиографичности. Наверное, в любом фильме есть автобиографические какие-то моменты. Любой фильм несет в себе огромную часть личности тех людей, которые его создают....
Конечно, этот фильм не в прямую автобиографичен. Но, в любом персонаже, который есть в этом фильме, будь то герой Ивана Архангельского (российский актер - прим.ред.), то есть 18-19 летний парень, будь-то Александр Балуев - мрачный старик, живущий в лесу. Или Сейдулла Молдаханов (узбекский актер - прим.ред.) - мент Боря. Его зовут Бауржан по фильму, но на севере России его зовут Боря.
Все эти люди, конечно, несут в себе какую-то часть меня. Безусловно, потому что я их всех люблю, ассоциирую себя с ними, просто в разных ипостасях, в разных возрастах, в разные периоды своей жизни... Хотелось бы какие-то свои переживания наложить на творческие обстоятельства", - поделился режиссер.
По мнению Кончаловского, авторская картина "На Луне" вовсе не рассчитана на какую-либо определенную аудиторию.
"Если ты можешь рассчитать аудиторию, ты обречен на успех, потому что ты настолько точный. Есть примеры такого кино. Вот эти все огромные американские блокбастеры, семейные комедии - это такого рода кино. Только там авторы очень сильно зажаты в эти все маркетинговые исследования: каким голосом говорит осел, какие ушли у Шрека, кто озвучивает петуха - Бандерос или Киану Ривз, и все такое.
Я не верю в фильмы, которые снимаются специально для какой-то аудитории. Нет рецептов, нет каких-то одинаковых фильмов. Если ты снимаешь для аудитории, то это коммерческий фильм и он работает по другим правилам. Режиссер там не главный. Тебе может казаться, что ты снимаешь молодежный фильм, а он может оказаться интересным людям твоего поколения", - уверен Кончаловский.
Егор Андреевич регулярно приезжает в Казахстан и чувствует себя здесь, как в родной обители. В южной столице живут многие родственники прославленного режиссера.
"Я думаю, ко мне относятся тепло в Казахстане из-за мамы, в первую очередь. Потому что маму очень любят. И, когда я выкладываю фотографии в Instagram, именно казахстанские ее поклонники оставляют тысячи комментариев...
Мне Казахстан очень близок. Можно как-бы не чувствовать это и быть воспитанным в какой-то другой среде. Вот я, например, в Казахстане чувствую себя абсолютно дома. У меня нет такого ощущения, я не чувствую себя дома в Азербайджане, или даже в Беларуси. А в Казахстане я чувствую себя, как дома.
У меня здесь бабушка жила, в Алматы, умерла. Дед военный, офицер, тоже жил в Алматы. Тети, дяди здесь живут. Во-вторых, безусловно, когда моя мама была молодая и начинала жить в Москве, недавно разошлась с отцом, у нас дома побывали все казахстанские классики кино, литературы, которые тогда были живы", - вспоминает мужчина.
Во всех своих интервью Егор Кончаловский с большим трепетом и любовью рассказывает о маме - известной актрисе театра и кино Наталье Аринбасаровой. Наша беседа не стала исключением.
"Маме трудно жилось. Вообще женщинам в Советском Союзе трудно жилось с этими магазинами, авоськами, дефицитами, потом Катя появилась (Екатерина Двигубская - младшая сестра Егора Кончаловского - прим.ред.). Мама очень уставала. Она всю жизнь очень трудилась, будь-то работа, семья. Мама зарабатывала на всех на нас, включая своего мужа, который был художник хороший (второй муж Натальи Аринбасаровой - художник Николай Двигубский - прим.ред.), работал, но мало зарабатывал.
Мама много работала и я всю жизнь ей за это безмерно благодарен и пытаюсь сейчас как-то ее жизнь скрасить. Я помню, как она носила сумки по 15 килограммов с рынка, хотя сама весила 48 килограммов. Я бы так не смог, и мужчина бы любой не смог. Вообще, женщины гораздо более сильные существа. Женщины в Советском Союзе - так вообще!" - резюмировал Кончаловский.
Окунувшись в мир детских и подростковых воспоминаний, Егор Андреевич поделился своими самыми "бесбашенными" поступками в жизни.
"Много всего было. К счастью, у нас не было этой необходимости, этого огромного позыва - делиться своей глупостью с огромной аудиторией. Упал с крана? Неважно, что ты разбился, важно, что тебя сняли и выложили, а то, что ты разбился насмерть - это вторично. Но, все равно, глупостей, конечно, мы много понаделали...
Собственно говоря, и от милиции я бегал за рулем, и прятался. И совсем когда юными были, бомбы взрывали такие, что контузило меня. И шею я ломал: прыгал воду, сломал шею и в гипсе ходил. Много было глупых поступков, но они не носили характер страшного, криминального... Если бы мамы знали, что творят их сыновья с 10 до 14 лет, они бы не спали вообще", - заявил режиссер.
"Когда я чищу ботинки - я становлюсь лучше, как человек", - эта известная фраза Егора Кончаловского по сей день не теряет актуальности.
"У всех по-разному. Кто-то ловит рыбу, кто-то отстреливает птичек из окна, кто-то чистит ботинки. Ботинки я, действительно, люблю чистить, это вводит меня в состояние гармонии. Я думаю, отчасти мне это в армии привили.
Потому что в армии ты мог быть грязный, как черт, и пахнуть от тебя могло, как от мусоросборника, но сапоги должны были быть начищены и воротничок подшит. Меня это поражало, не шея должна была быть чистой, а воротничок", - улыбается мужчина.
Егор Андреевич имеет богаты опыт работы с казахстанскими кинематографистами. Одной из больших работ режиссера стал полнометражный художественный фильм "Возвращение в "А". Над ним российский продюсер работал вместе с нынешним президентом "Казахфильма" Арманом Асеновым.
"Я люблю этот фильм. Я тогда полюбил Казахстан безмерно, потому что увидел его по-настоящему. Побывал на Чарыне, в парке "Алтын-Эмель". Я так далеко забирался, где не каждый местный был. Но это нормально, это так бывает: у себя живешь и не очень интересуешься. Красота невозможная.
Но по-настоящему я, конечно, познакомился с казахстанскими киношниками на проекте "Сердце мое - Астана", который мы делали с Имангали Тасмагамбетовым... В фильме 10 новелл, 10 сценариев, 10 историй.
Казахстан - огромная страна, но не очень населенная. Населения в 10 раз меньше, чем в России, соответственно и киношников в 10 раз меньше. Поэтому со всеми подающими надежды казахстанскими режиссерами я познакомился, потому что я был продюсером этого фильма. Это и Рустем Абдрашев, и Эля Гильман, и многие другие...
"Мы снимали в столице Казахстана, конечно, холодно, это не Алматы. Но мне нравится этот город. Я считаю, что это большое общенациональное достижение - построить такой огромный город за 20 лет", - уверен Кончаловский.
В заключении интервью Егор Андреевич поделился мнением касательно главной проблемы казахстанского кинематографа.
"Я считаю, единственная проблема казахстанского кинематографа в том, что он закольцован на себя. То есть, не многие думают о расширении своей аудитории, или у них это не считается приоритетом. И я вижу эту проблему. Казахстанский кинематограф никак не может решить, в каком направлении ему двигаться: то ли ему двигаться в юго-восточном направлении, которое ему очень привлекательно, очень выгодно и очень логично.
Или двигаться в направлении России и Европы, Запада, что тоже логично. Но это колебание оно, к сожалению, делает так, что кино стоит на месте. То есть кино снимается, и неплохо, зачастую, качественное кино, но снимается для своего рынка", - резюмировал продюсер.
Если бы мамы знали, что творят их сыновья с 10 до 14 лет, они бы не спали вообще.
В нашем Telegram-канале только самые важные и интересные новости. Это удобно. Подписывайтесь!
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/showbiz/personal-life/1843640-egor-koncalovskij-v-kazahstane-a-cuvstvuu-seba-kak-doma/