Дорога Абылай хана и балбалы: какими древними памятниками славится Акмолинская область
Опубликовано:
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что истоки патриотизма – в любви человека к месту, где он родился и вырос, где жили его предки. Жители Акмолинской области бережно хранят в своей памяти рассказы о древних временах и с удовольствием делятся ими, передает NUR.KZ.
Дорога Абылая
Небольшая проселочная дорога за аулом Сауле в Енбекшильдерском районе кажется совсем не примечательной. Но местные старожилы знают – это совсем не так. Они называют ее «дорогой Абылая» и считают, что именно он проложил этот путь.
Аксакалы рассказывают, что в древние времена по этой дороге шли караваны. Вдоль нее частенько можно встретить вековые колодцы и старые кладбища.
Житель аула Сауле Жатай Нуржанов поделился рассказом о появлении колодцев. В детстве он слышал от местных старожилов, что вырыл их Байдыбек-кажы, чтобы следовавшие по дороге Абылая путешественники могли напиться, восстановить свои силы и напоить коней.
Дорогу не забыли и после принятия российского подданства. Теперь она служила для купцов, которые возили свои товары на базары в Караоткель и Коянды.
История этой местности полна белях пятен, но жители района старательно собирают по рассказам старожилов, записям купцов и военных, бережно храня добытые факты.
По словам Жамал-апай, о том, что дорогу проложил хан Абылай, ей говорил отец. Девочкой она вместе с ним ходила пасти отару. Отец показывал ей древний тракт с холмов Шокы и Денгек, рассказывая, что начинается он где-то в северных краях и ведет в Туркестан. А их далекие предки пришли в Караоткель с караваном.
Эта дорога является историческим памятником Акмолинской области. Она еще ждет своего исследования, который откроет ее тайны и поймет истинную ценность.
Аул Сауле
Маленький аул Сауле славится своими жителями, которые очень привязаны к родной земле. По словам директора местной школы Сарсенбек Сулейменов, даже покинув родные края, уроженцы Сауле не забывают о нем, помогают по мере сил. Это и есть тот действенный патриотизм, о котором говорил Нурсултан Назарбаев в программной статье «Туган жер».
«Люди, родившиеся и выросшие здесь, окончив школу и получив профессию, не забывают наше Сауле. Стараются помочь, чем могут, принимают участие в разных мероприятиях. Это, я считаю, - то самое, удивительное притяжение родной земли», - цитирует директора BNews.kz.
В 2014 году в ауле появилась новая школа, которой хотят дать имя Шарапии Альжанова. Известный составитель казахских учебников родом отсюда.
Как рассказал педагог-ветеран Жамал Смагул, кроме Шарапии Альжанова, родственники которого до сих пор живут в Сауле, знаменитым уроженцем села является Биржан сал.
Он отмечает, что история аула Сауле насчитывает уже 80 лет, а местной школы – 50. Ее выпускники могут похвастаться прочными и широкими знаниями, многие получили отличительный знак «Алтын белги».
Смагул подчеркивают, что местные учителя учат детей уважать историю и знать людей, которые ее творили.
Балбалы
По дороге в Степногорск путешественникам часто попадаются старинные могилы и древние каменные скульптуры. Называют их балбалы.
Тюркские народы верили в духов и преклонялись перед ними. Чтобы почтить своих предков, они устанавливали на месте их захоронения каменные балбалы.
Об исторической и культурной ценности этих древних изваяний рассказала историк из Акмолинского историко-краеведческого музея Инара Акынова.
Она говорит, что о предназначении балбалов было сказано в одном из древних письменных памятников на тюркском.
«На могилах мужественных батыров устанавливаем балбалы», - гласила строка.
По словам Акыновой, балбалы появились в Казахстане в тюркскую эпоху. На древнетюркском языке этих каменных истуканов называли «балбал», а в орхонских письменах – «балбык».
Возможно, что с тюркского «балбал» значит «каменная скульптура». Их ставили на могилах военачальников и знати.
По внешнему виду статуи можно было узнать, на могиле представителя какого рода он стоит.
Как говорит историк, балбалы встречаются разных размеров: бывают не больше 50 сантиметров, а некоторые – ростом с человека.
Наиболее древние истуканы представляют из себя плоские каменные плиты с высеченными лицами и контурами рук. Такие и можно увидеть на просторах Енбекшильдерского района.
По одной из версий, наши предки считали, что балбал – это воплощение умершего пращура в этом мире, и он будет оберегать и помогать оставшимся в живых.
Однако существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что балбалы символизируют убитых врагов. Якобы тюрки ставили каменные столбы у поминальных сооружений своих воинов по числу врагов, убитых самими погребенными.
Насчитывают десятки, а иногда даже и сотни балбалов, что, собственно, и вызывает сомнение о правильности такой версии.
Акынова рассказывает, что в руках у многих балбалов также высекали чашу или кинжал. Они были знаками силы и власти. Балбал представляет собой каменный столб, не похожий на человеческую фигуру. Однако у изваяний высекали четкие лица – можно разглядеть нос, глаза и хмурые брови. Балбалы лишены шеи и голова сразу переходит в тело.
Историк отмечает, что у многих изваяний сзади выбивали косички. По их количеству можно было определить, к какому племени относился умерший.
На территории Казахстана балбалы появились в VII веке. Видоизменившись, они просуществовали в отдельных регионах до XI-XII веков. Исчезла традиция устанавливать каменные изваяния на могилах с приходом в Казахстан ислама.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1578722-doroga-abylay-khana-balbaly-kakimi-dr/