"Пусть невеста сама платит": какой калым готовы заплатить за девушку жители Уральска
Опубликовано:
Калым – старая казахская традиция, когда родители жениха платят выкуп родителям невесты. Эта традиция сохранилась и до нынешнего времени, и по самым скромным подсчетам, калым за невесту варьируется от 500 тысяч до 2 миллионов тенге и выше, передает NUR.KZ.
А сколько готовы заплатить жители Уральска?
Асан, 56 лет, безработный
«В свое время моя семья отдала калым за мою супругу – 10 баранов и лошадь, это было еще в советское время. Это было больше данью традиции, чем реальное желание уплатить за невесту выкуп. В нулевых годах отдавать калым перестали, почему-то эта традиция ушла, и за моих родственниц уже никто не платил калым, ну и мы не расстроились – я всегда считал эту традицию дикостью, как будто бы торговля людьми какая-то.
Но недавно сам вновь столкнулся с ней, когда мой сын женился на девушке из южного Казахстана. Когда мы поехали свататься, ее родители затребовали с нас калым в миллион тенге. Я расстроился – мы люди не бедные, но и не богатые, чтобы раскидываться миллионами.
Тем не менее, ради счастья сына я решил, что отдам эти деньги. В итоге провели две свадьбы, у кудалар свадьба была шикарней, что уж тут скрывать – пятьсот человек пришло на нее, у нас было всего сто пятьдесят самых близких. Зато потом мы узнали, что они брали кредиты ради этой свадьбы».
Мейрамбек, 38 лет, IT- специалист
«Моя первая супруга по национальности русская, но ее родители запросили с нас калым – 2000 долларов США, мы поженились с ней в 2008 году, тогда это было порядка 250 000 тенге. Мои родители на тот момент занимались торговлей, для них это были небольшие деньги, поэтому мы заплатили калым и забыли .
Самое интересное было то, что после свадьбы эти деньги ее родители отдали нам на формирование семейного бюджета. Помимо этого, моей супруге положили приданное невесты – еще одна традиция, которая сохранилась у нас в Западном Казахстане, как у казахского, так и русского народа.
В этом приданном была стенка, диван, два сундука с посудой и утварью и много постельных наборов. Лично я считаю, что калым нужно давать не за невесту, а как в нашем случае – скидываться деньгами, чтобы молодым было легче жить потом. Нам и вправду помогли те деньги. С первой супругой мы прожили 8 лет и развелись.
Прошлым летом я женился опять, но в этот раз никакого калыма я не платил и даже свадьбу не делал, просто подарил невесте кольцо, мы расписались, посидели с родственниками в кафе, а потом с друзьями на даче. Ну и, естественно, мне намекали на то, что надо бы «заплатить за дочу», но меня, если честно «жаба задушила» что-то платить, тем более, я запретил делать это своим родителям. Жена, конечно, обижалась на меня за это, но я решил не обращать внимания».
Рустем, 30 лет, экспедитор
«Я женился в 2016 году, довольно поздно, и уже насмотрелся на своих друзей, чьи жены крутят из них веревки, чтобы все было «как у людей».
Все мои одноклассники переженились, многие - в кредитах на свадьбу, кто-то успел развестись. Ну а мне оно зачем надо? Все эти свадьбы вызывают у меня только злобу и недоумение, я считаю, что выкидывать по миллиону на то, чтобы другие потусовались – верх глупости.
Когда моя любимая сказала мне, что она беременна, я как приличный мужчина сразу же сделал ей предложение. Но когда она начала говорить о свадьбе, я ей строго отказал – нечего делать. Она целый месяц пыталась повлиять на меня по всякому, через подруг, через братьев, через своих и моих родителей – но я твердо стоял на своем, не будет никаких свадеб.
Конечно, мне пришлось слышать ее истерики и скандалы, но в итоге я не потратил ни копейки на эту свадьбу и мои родители тоже. Все торжество сделали родители жены – целых 150 человек, как они выразились «близких родственников». Был еще и выкуп и калым.
Когда во время выкупа с меня стали требовать деньги, дабы я прошел к невесте, я сказал, что уйду, если они меня не пустят. Сразу же пустили. Когда начали намекать про калым, я заявил, пусть невеста сама платит калым, за то, что я на ней женюсь, в конце-концов, это она беременна и в ее интересах выйти замуж.
И тут, конечно же, мне простили калым. Вообще, я считаю, что родители жены хотели устроить ярмарку тщеславия, и они это получили. А всем парням я советую не вестись на провокации по поводу свадьбы».
Ансар, 41 год, медработник
«Мой сын женился в 20 лет, не буду скрывать, по беременности, и я молодой дедушка. Когда мы брали невесту в свой дом, мы отдавали за нее калым, но не деньгами, а имуществом, на общую сумму порядка 1 миллиона тенге.
Мы подарили золотые гарнитуры ее маме и бабушке, отцу с дедом подарили также золото, остальным родственникам дарили технику. Все это мы делали добровольно, нас об этом не просили. Эту традицию я считаю хорошей, потому что наши предки всегда уплачивали калым за невесту, так как брали домой хозяйку.
Кстати, наши сватья не остались в долгу, они отправили вместе с невестой хорошее приданное – полное обустройство спальни, детской, технику, кухонную утварь и постель. Наш дом значительно преобразился, когда к нам приехала невестка.
Традицию укладывать приданное тоже считаю хорошей, она была придумана, чтобы невеста сразу училась быть хозяйкой вещам. По общим данным, в Уральске и в Западном Казахстане калым платят редко, если и собирают какие-то деньги, то они идут детям, а не их родителям.
В основном, калым дается имуществом – золото, мебель, техника. В сельской местности дают животными. Мы знаем, что калым принято давать деньгами, но эту традицию мало кто соблюдает»
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1790988-pust-nevesta-sama-platit-kakoj-kalym-gotovy-zaplatit-za-devusku-ziteli-uralska/