Оперу "Кыз-Жибек" представили в новой постановке в Алматы
Опубликовано:
В Алматы состоялась премьера новой постановки оперы «Қыз Жібек», приуроченная к 115-летию композитора Евгения Брусиловского, а также юбилеям первого режиссера спектакля Курманбека Джандарбекова и исполнителя главной партии Канабека Байсеитова, которые прошли в прошлом году. Главную роль – Кыз Жибек – сыграла начинающая оперная певица Айгерим Сарсенова, передает NUR.KZ.
Айгерим признается – любовь к музыке в ее семье передается по наследству.
«Моя бабушка, известная акын-импровизатор Зейнекуль Мыхиева, принимала участие в айтысах и одерживала победу. А папа в 16 лет убежал из дома, чтобы поступить в музыкальное училище, куда его готовы были принять буквально после первого прослушивания. Увы, мечте не суждено было сбыться – отец юноши воспротивился музыкальной карьере сына, посчитав ее несерьезной», - вспоминает Айгерим.
В результате молодой человек поступил на юридический факультет, всю жизнь отдав юстиции, а его мечты о сцене воплотила в жизнь дочь, Айгерим. Она с детства играла на музыкальных инструментах – домбре и фортепиано, участвовала в качестве певицы в школьных концертах, а позднее снялась в главной роли в фильме «Юность Жамбыла» и в сериале «Ангелочек».
Создав семью и переехав в Вену, Айгерим стала развивать свой талант. Она познакомилась с пианисткой и оперой певицей Ведраной Ковач, которая, прослушав казахстанку, уверила, что ее голосовой тембр lirico sprinto прекрасно подходит для занятий академическим вокалом.
«Я поступила в Carangello Belcanto Academy, где сейчас прохожу обучение. Постоянным молим коучем по вокалу является Дэниэл Сарге, работающий со звездами мировой величины, к примеру, Анной Нетребко, а наставником – заслуженная артистка РК Майра Мухамедкызы. Кроме того, я проходила обучение в Консерватории имени Франца Шуберта в Вене», - рассказывает оперная дива.
И вот, спустя несколько лет усиленного труда, девушка прошла конкурс на родине, став стажером ГАТОБ имени Абая в Алматы, а затем получив главную роль в новой постановке «Кыз-Жибек». Конечно, участие в столь известной и любимой зрителями опере – большая удача, но не обошлось и без трудностей, отмечает Айгерим. Справляться с ними помогали коллеги по цеху – к примеру, педагог Гульзат Дауырбаева ставила вокал девушки.
«У меня школа итальянского пения, бельканто, а здесь нужна иная манера. Гульзат Бисеновна оказала мне большую помощь. Также я благодарна Булату Букенову, который изъявил желание поработать над декламацией артистов, так как в опере нужен не только вокал, но и диалоги, и необходимо это правильно исполнить», - уверяет Айгерим.
Впрочем, директор ГАТОБ имени Абая, Ая Калиева считает, что дебют Айгерим Сарсеновой был просто замечательным.
«Это – опера, где задействовано много артистов. Режиссер Михаил Панджавидзе подготовил три состава главных героев. Айгерим вошла во второй состав. Роль ею была сыграна очень хорошо, к примеру, последняя сцена, сон Жибек, - очень сложная. Нужно эмоционально и экспрессивно прожить эту сцену, что удается не каждой, даже опытной певице. Айгерим сыграла правдиво, создала трагический образ Жибек, в который поверили зрители, а алматинский зритель очень искушенный», - говорит Ая Калиева.
Она также рассказала и о самой опере, которая была поставлена впервые в 1934 году.
«Кыз-Жибек» - одна из самых любимых опер наших зрителей. В 1934 году состоялась первая постановка оперы, а в 1936 году ее показали в Москве, где она произвела огромное впечатление на деятелей культуры того времени и исполнительница главной роли Куляш Байсеитова получила звание Народной артистки СССР.
Затем были еще три редакции оперы, так в 1944 году, в связи с советской идеологией были внесены изменения в либретто, что отразилось и на музыкальном материале, какое-то время опера даже не шла, в 1954 году была сделана еще одна редакция самим Брусиловским», - вспоминает директор театра.
В 2005 году опера была поставлена вновь к столетнему юбилею мэтра, но с большими купюрами. В 2020 году, в честь 115-летнего юбилея мэтров казахстанской культуры, а также в целях сохранения национального оперного наследия художественным советом театра было принято решение полностью восстановить музыкальную и текстовую часть оперы и вернуться к ее истокам.
По словам Аи Калиевой, возврат к первоначальному либретто 1934 года и музыкальному материалу 1954 года позволил опере в буквальном и переносном смыслах зазвучать по-новому. Теперь алматинцы и гости города могут оценить и насладиться возрожденной оперой «Кыз-Жибек» и увидеть блестящую игру артистов театра.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1897082-operu-kyz-zibek-vozrodili-spusta-pocti-90-let-v-almaty/