Руслан Идрисов: Чеченцы благодарны Олжасу Сулейменову, который пытался остановить войну в 90-х
Опубликовано:
Потомок депортированных чеченцев известный журналист Руслан Идрисов рассказал о межнациональных отношениях в Казахстане через историю своей семьи.
Сегодня для казахстанцев Ассамблея народа Казахстана – уже привычное явление, с которым мы соприкасаемся во множестве сфер жизни. В новостных сюжетах о работе Мажилиса Парламента слышим о депутатах от АНК.
На праздниках народные гуляния и концерты не обходятся без красивых и ярких номеров, подготовленных этнокультурными центрами. В благотворительных сборах, волонтерских проектах и даже в досудебном решении споров – медиации задействована АНК. Во всем этом множестве направлений, важно помнить о главной идее, вокруг которой изначально формировалась в далеком 1995 году Ассамблея народа Казахстана, тогда еще называвшаяся «Ассамблеей народов», поскольку акцент делался именно на многонациональности нашей республики.
Позднее, в 2007 году Указом Президента она будет переименована в Ассамблею народа, как признание того, что около 130 этносов являются теперь одной большой семьей, единым народом Казахстана.
В тяжелые годы
Все мы – казахстанцы, независимо от цвета кожи и разреза глаз, сегодня живем в мире и согласии. Дружеские межэтнические взаимоотношения, уважение к традициям разных этносов, взаимное обогащение культур – все это стало частью общей страновой модели и государственной политики.
Но так было не всегда, наши родители, дедушки и бабушки могут рассказать о том, когда и как формировалась казахстанская полиэтничность. Времена эти были далеко не радостными. О депортации по решению советской власти сотен тысяч представителей той или иной национальности в казахские степи написаны книги и сняты фильмы.
Внуки знают по рассказам дедов о тех годах. Один из потомков вынужденных чеченских переселенцев – журналист, шеф-редактор дирекции производства программ телеканала Atameken Business Руслан Идрисов слышал от своих родителей о том, как чеченцев выселяли из домов, в грузовых вагонах целыми поселками отправляли в Казахстан. Эти люди были виноваты только в том, что родились такой национальности. А казахский степной край должен был стать для них за это наказанием. Но десятилетия спустя Казахстан стал их родиной.
«Из Чечено-Ингушетии 23 февраля 1944 года были переселены мои дедушка и бабушка. Бабушке Аймани было 4 года, дед Саламби Идрисов был постарше, но тоже еще совсем ребенком. Они в совершенно разных семьях тогда вместе со своими родителями, братьями и сестрами были депортированы. Бабушка рассказывала, что помнит себя, как она сидела на плечах у старшего брата, он поднял девочку, чтобы в толпе ее не затоптали. А младшую сестренку несла на руках мама. Это и все ее воспоминания о том, как она попала в Казахстан», - отметил Руслан Идрисов.
В тот год сотни чеченских семей были переселены на территорию нынешней Кызылординской области. Не все пережили поездку, многие погибли в дороге. Так маленький Саламби Идрисов остался один, он вырос в вайнахской общине, которую образовали депортированные чеченцы. Он рано повзрослел, встретил красавицу Аймани, по тогдашней традиции «украл» невесту и женился. В Кызылординской области у них родились три сына и дочь, но один из сыновей погиб младенцем.
«Много лет спустя я спрашивал у бабушки о тех годах. Она сказала, что это было время, когда счастьем было спасти хотя бы одного своего ребенка. Такие истории, когда маленькие дети умирали, тогда были частыми в то страшное время», - поделился наш собеседник.
Историк Зинаида Чумакова, которая, к сожалению, ушла из жизни во время пандемии, посвящала научные исследования периоду массовых депортаций. Она – чеченка по национальности – писала в своих воспоминаниях о том времени, когда сама попала в Казахстан совсем маленькой.
«Она записывала истории других чеченских переселенцев, с которыми беседовала, будучи молодым ученым. Вот одна из историй, о которой она рассказала: в одном из аулов Карагандинской области старики аксакалы вышли на дорогу встречать обоз с переселенцами. И оказалось, что в обозе есть большие сани, в которых лежали тела умерших в дороге. Тогда старики позвали молодых мужчин из села, чтобы те помогли копать могилы. А после обряда погребения аксакалы сказали переселенцам: «Пока кости ваших отцов и матерей, братьев и сестер лежат в этой земле, наши народы будут братскими», - рассказал журналист.
Казахстан стал домом
В годы Хрущевской «оттепели», когда были аннулированы приговоры в отношении репрессированных, вайнахам, как и многим другим депортированным народам разрешили вернуться на родину. Тогда семья Саламби Идрисова уехала на Кавказ, в тогда еще селение, а сегодня – город Шали недалеко от Грозного. Там он построил большой дом, в котором и сегодня живет часть большой семьи. В Чеченской Республике родились еще восемь детей.
«Мои родители вновь приехали в Казахстан в 80-е годы прошлого столетия. Тогда на большую всесоюзную стройку в Экибастуз приезжали энтузиасты, искатели новой жизни. Для меня этот город навсегда останется особенным, потому что там сосредоточено огромное количество очень разных людей с контрастными темпераментами. У каждого своя история прибытия в этот город из разных уголков большой страны. И мои родители были в числе этих энтузиастов», - отметил Руслан Идрисов.
Сам он родился в Экибастузе, но для семьи Идрисовых, как и для многих других чеченцев спокойное время закончилось в 90-е годы, когда началась война в ЧР.
«Часть нашей семьи, те, кто в Казахстане раньше никогда не был, приехали сюда, спасаясь от войны. И в это время проявилось то братское отношение, которое существует между казахским и чеченским народом. Ярким примером была история, произошедшая в Алматы. Когда в Казахстан начали приезжать беженцы, алматинцы несли в местный «дом дружбы» продукты, вещи, все необходимое. Как их предки когда-то в далеком 1944-м помогали чеченским переселенцам, также и спустя 50 лет история повторилась, снова казахстанцы принимали и поддерживали тех, кто спасался от войны», - рассказал наш собеседник.
По его словам, современная чеченская молодежь с благодарностью вспоминает поступок казахстанского писателя и общественного деятеля Олжаса Сулейменова.
«Он возглавил тогда миротворческую миссию из Казахстана. Отправился в военный Грозный и в Москву. Он всеми силами старался примирить участников военного конфликта. Казах Олжас Сулейменов пытался договориться, примирить Москву и Грозный и остановить войну. Я тогда был совсем ребенком, но нынешнее поколение молодых чеченцев это ценит, нам об этом рассказывали наши родители», - подчеркнул Руслан Идрисов.
Общество взаимного уважения
О том, как сегодня в Казахстане живут представители разных этносов, есть много разных мнений. Зарубежные исследователи отмечают, что наша страна стала своеобразным «котлом», в котором веками сплавлялись вместе разные народы и разные культуры, при этом не утрачивая своих уникальных особенностей. Когда-то в начале 90-х иностранные политологи пророчили Казахстану тяжелое будущее, наполненное конфликтами на национальной почве. Но, вопреки прогнозам, этническое многообразие стало конкурентным преимуществом нашей страны.
«Есть много точек зрения, люди, безусловно, имеют право на свое мнение. Очень важен такой момент: иногда мы разговариваем с человеком, который до этой встречи имел другие взгляды, в том числе и на этнический вопрос. Бывает, что мы имеем полярно противоположные мнения о ситуации, но после беседы понимаем друг друга, приходим к общей идее. И это – самое ценное, уметь строить диалог», - считает журналист.
По его мнению, говорить, что в нашей стране созданы какие-то идеальные отношения идеальных людей, было бы лицемерием. Возможны разногласия на межэтнической почве, но подобные вещи происходят в любой стране мира, в любой точке планеты. Иногда банальным бытовым разногласиям кто-то может придавать межнациональную окраску.
«В Казахстане такие инциденты возможны на уровне конфликта где-то на улице. Например, однажды очень сильно пьяный человек начал на меня кричать и говорить, что я в этой стране – приезжий. И когда об этой истории узнали мои друзья, а среди них есть и казахи, и русские, и представители других национальностей, они все были на моей стороне. Это история о том, что все зависит от уровня развития, от состояния конкретного человека. Конечно же, тот мой оппонент в состоянии алкогольного опьянения не контролировал себя и то, что он говорит. Он бы шел на конфликт, будь он хоть французом, хоть англичанином, и тогда высказывал бы претензии представителям других национальностей», - отметил Руслан Идрисов.
При этом он отметил, что в том сообществе, в котором он живет, работает, строит дружеские взаимоотношения, нет деления по этническим признакам.
«Мы любим, ценим и уважаем друг друга именно за то, какой личностью является каждый из нас. И речи не идет о делении по цвету кожи, по разрезу глаз или каким-то другим признакам этнической принадлежности. К сожалению, есть еще такие прослойки общества, где эти вопросы актуальны, но думаю, это вопрос времени. Все цивилизованные страны проходят через этот этап, и в Казахстане этнический вопрос будет сходить на нет. Потому что Казахстан – удивительная страна, где уникальный кейс многонациональности, и при этом – стабильности. Этого очень мало кому удавалось достичь», - подчеркнул журналист.
В этом году Казахстан отмечает 30-летие независимости, и многими успехи, которых достигла страна за эти годы, основаны на взаимоуважении, взаимоподдержке, межэтническом согласии и общим усилиям казахстанцев, независимо от национальной принадлежности. Безусловно, свою большую роль в формировании здоровых взаимоотношений в полиэтничном обществе сыграла созданная по инициативе Первого Президента Нурсултана Назарбаева Ассамблея народа Казахстана.
«Сегодня, спустя много лет, мы понимаем, что эти взаимоотношения, основанные на уважении к культуре и традициям разных этносов, - это заслуга всего нашего общества и каждого отдельного человека», - считает Руслан Идрисов.
Он рассказал о еще одном показательном примере из своей журналистской работы. Когда произошел взрыв в городе Арысь, учительница начальных классов рассказывала, как жителей пострадавшего города эвакуировали в соседние аулы.
И там из домов выбегали ажеки и звали: «Заходите к нам! Садитесь за стол!» Никто из жителей аула не спрашивал, какой ты национальности, не делил, кого звать в дом, а кого нет.
Также, по его словам, пандемия, в условиях которой мы сейчас живем, еще раз показала, что в экстренной ситуации никто в нашей стране не делит людей по этнической принадлежности или другим признакам. Мы – казахстанцы имеем важную способность объединяться в нужный момент и вместе преодолевать трудности.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/1915270-ruslan-idrisov-chechentsy-blagodarny-olzhasu-suleymenovu-kotoryy-pytalsya-ostanovit-voynu-v-90-h/