Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Казахская юрта: какие загадки скрывает традиционное жилище кочевников

Опубликовано:

Казахская юрта
Фото: depositphotos.com

Каким было внутреннее убранство главного жилища казахов, кто обычно занимался сборкой юрты и какие народные приметы, связанные с шаныраком, существуют, рассказывает NUR.KZ.

Свежая публикация по теме:
Қыстау: что собой представляло зимнее кочевье казахов

Традиционное жилище кочевников формировалось в течение длительного времени и в конце концов обрело наиболее совершенную форму. Казахам и другим кочевым народам требовалось такое жилище, где можно было бы укрыться от зимних морозов и которое быстро собиралось и разбиралось, а также без особых затруднений перевозилось на вьючных домашних животных. В итоге юрта стала символом практичности, простоты и уюта для народов центральной и северной Азии.

Неудивительно, что казахская юрта несколько веков назад становилась объектом пристального внимания зарубежных путешественников и исследователей. Для большинства из них казахское жилище являлось абсолютной диковинкой. К примеру, особого внимания заслуживают записи русского краеведа и педагога Константина Ельницкого.

Согласно его учебному пособию, дверь юрты могла быть как деревянной, так и войлочной. Если она была открыта, значит, хозяин находился дома и любой желающий мог войти к нему. Если же дверь была закрыта, то входить было не принято, так как хозяин занят, спит или его попросту нет дома. Войти в юрту, дверь в которую затворена, считалось нарушением этикета. В казахском языке у двери юрты есть название — сақырлауық. Деревянная дверь могла украшаться резьбой или росписью национальных узоров.

Снаружи юрту покрывали кошмами, а остов был сделан из жердей. К основным частям юрты относятся уыки (жерди, образующие купол), кереге (решетчатые стенки) и шанырак (круглая конструкция на вершине юрты). Как правило, все эти элементы изготавливались из дерева.

Вот как Константин Ельницкий описывал внутреннее устройство и убранство казахского жилища:

"Посреди юрты, под верхним отверстием, устраивался из камней очаг, который зимой служил для освещения и согревания юрты. Над очагом обычно висел котел, в котором казахи варили пищу. Пол и стены юрты у более зажиточных казахов были выстланы коврами. В юрте помещалось все имущество казаха. Справа от двери у стены обычно стояли сундуки с одеждой и разными драгоценностями; слева низенькая кровать, закрытая пологом, а впереди низенький круглый стол, за которым казахи ели. Неподалеку от стола, у стены, в яме стояла сaбa (кожаный мешок), в которой готовили кумыс. По стенам были развешаны седла, конская сбруя, оружие и т.п. вещи".

Интерьер казахской юрты
Фото: depositphotos.com

Что касается внешнего вида и размера юрт казахов, то они могли серьезно отличаться. Как и в наши дни, тогда существовал разный уровень комфорта жилья. Состоятельные представители народа могли позволить себе установить ақ үй (белый дом). Белая юрта считалась символом достатка, благополучия и власти. В ее конструкции могло быть 12 кереге и до 150 уыков — примерно вдвое больше, чем в обычной юрте. Помимо этого, состоятельные казахи могли иметь две, три или даже пять юрт.

Константин Ельницкий также сообщает, что сборкой и разборкой юрты обычно занимались женщины. Зафиксированный им факт говорит о том, что эта бытовая процедура действительно не была особо сложной. Исследователь отмечает ловкость, с которой казахские женщины управлялись с элементами жилища. Буквально через полчаса юрта была собрана, на разборку требовалось примерно столько же времени.

Пожалуй, самой сакральной частью юрты является шанырак. Возможно, отчасти этому поспособствовало его расположение в общей конструкции: он служил куполом над всем, что происходило в доме. Кроме того, сквозь шанырак семья, находившаяся внутри дома, могла видеть небо. Казахи также считают шанырак символом продолжения рода: существует такое понятие, как шаңырақ иесі (хранитель шанырака). Шанырак для казахов в определенной степени является синонимом дома, семьи и родины.

Естественно, такое трепетное отношение к данному элементу юрты не могло не оставить свой след в культурно-фольклорной среде. Так, к примеру, плохой приметой считалось уронить шанырак на землю. Если на шанырак вдруг попадала чья-либо кровь, то от него было принято избавляться путем сожжения: некоторые верили, что кровь на сакральном элементе может стать причиной появления в доме нечистой силы.

Шанырак играет в культуре народа настолько значимую роль, что его можно увидеть даже на государственном гербе нашей республики. Что же касается юрты, то в наши дни она — неотъемлемый элемент любого национального праздника, например Наурыза.

*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/2042315-kazahskaya-yurta-kakie-zagadki-skryvaet-traditsionnoe-zhilische-kochevnikov/

55-летняя Сальма Хайек снимется в новом фильме Анджелины Джоли Мюнхенский сговор. Как Запад позволил нацистам устроить кровавую бойню Сериал, Красная капелла, 2004, смотреть онлайн Ставшая мамой во второй раз Тамара Асар провела обряд ?ыр?ынан шы?ару (видео) Человека казнили в Афганистане впервые с момента прихода к власти талибов