Версия сайта

ru kz

Актуальное

Все категории

Должны ли казахстанцы отмечать Новый год?

Опубликовано:

В предпраздничные дни казахстанский Интернет пестрит заявлениями о том, что Новый год является чуждым для нас, а тем, кто желает встретить 1 января в компании елки, Деда Мороза и Снегурочки, вменяют чуть ли не вероотступничество, пишет kursiv.kz.

Эксперты дали оценку этим высказываниям и выразили свою точку зрения.

Радикальные заявления о необходимости отмены 1 января как праздничной даты пользователи соцсетей подкрепляют сообщениями о том, что в мусульманской традиции начало нового года приходится на 22 марта.

Они призывают игнорировать этот день и готовиться к Наурызу. Некоторые СМИ также поддерживают эти настроения, отмечая, что Новый год в Саудовской Аравии запрещен законодательно, а, например, в Израиле 1 января является обычным рабочим днем.

В публикации отмечается, что 17 % казахстанцев не признают этот праздник (в противовес 70% населения, ждущего прихода Нового года 1 января) и в соседних республиках, таких, как Таджикистан и Узбекистан, празднование январской новогодней ночи объявлено харамом.

Прения вокруг даты начала Нового года в Таджикистане привели к трагедии. В 2012 году в Душанбе 22-летний парень, одетый в костюм Деда Мороза, был растерзан толпой религиозных фанатиков, выкрикивавших: "Ты неверный!".

Сложившейся в Казахстане ситуации вокруг празднования Нового года дали оценку некоторые эксперты.

По мнению президента общественного фонда Liberty Галыма Агелеуова, отрицают европейский Новый год те мусульмане, для которых неприемлем поликультурный мир, они придерживаются только своих правил, обычаев и традиций.

Это их право, но каждый из них должен знать и понимать, что в свободном современном обществе у каждого есть право на свои убеждения и никто не вправе навязывать другим свои представления

"Не собираюсь давать таким мусульманам оценку. Это их право, но каждый из них должен знать и понимать, что в свободном современном обществе у каждого есть право на свои убеждения и никто не вправе навязывать другим свои представления. Есть ваш мир - живите в нём, но не ущемляйте других в праве жить, так как они сами считают нужным", - отметил Агелеуов.

Правозащитник и общественный деятель Сергей Дуванов отметил, что в заявлениях об отказе от Нового года он видит проявление радикализма.

"Лично для меня любой, кто пытается ограничить кого-то в моей стране в праве верить своему Богу, разговаривать на своем языке и праздновать свои праздники, однозначно провокатор. Подобные действия, на мой взгляд, разжигают межнациональную и социальную рознь в обществе", - сказал Дуванов.

Еркин Иргалиев, председатель научно-образовательного фонда "Аспандау" считает, что в этом явлении можно найти и положительную сторону. По его мнению, наряду с тем, что это увеличивает дистанцию между людьми, растет значение традиционных праздников.

"Думаю, что каждый из них займет свое место. Новый год празднуется во всем мире, не только в христианском. И у каждой культуры есть свой новогодний праздник. Но это не отменяет глобального Нового года", - заяваил Ергалиев.

Казахстанский блогер Бота Жуманова выразила мнение, что подобные заявления не имеют ничего общего с исламом. Она считает, что таким образом кто-то пытается реализовать свои цели, придавая им религиозный оттенок. По ее словам, к культуре стоит относиться так же, как и к многонациональной кухне.

"Слыша такие призывы, все больше понимаешь ценность культуры Казахстана. Мы празднуем Рождество, Новый год, Наурыз, и относиться к этому нужно так же, как к нашей многонациональной кухне. Мы можем есть английский завтрак, борщ, лагман – и все это в течение одного дня. Точно так же в культурном аспекте. Чем больше мы вбираем в себя понимание различных культур, тем богаче становимся. Новый год - это призрак советского прошлого и до 80% нашего населения родились и жили при советском союзе. Бессмысленно это отвергать. А людям, у которых нет позитивных целей, всегда хочется найти "врага", против которого можно ополчиться. Это же легче, чем созидать и делать что-то хорошее, а "елка" то ничем ответить не может", - заметила блогер.

Глава Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков признал, что в некоторых мусульманских странах празднование Нового года преследуется по закону. Однако он отметил, что Священный Коран не запрещает и не называет его грехом. Эти взгляды являются тенденциозной трактовкой священного писания.

Участившиеся в последнее время протесты некоторых мусульман против празднования Нового года, а особенно Хэллоуина и дня Святого Валентина, являются признаком нарастания ортодоксальных настроений среди верующих, заявил Телибеков.

{also_read_block}

По мнению главы Союза мусульман, вину за участившиеся случаи субъективной трактовки религиозного учения в определённой степени можно возложить и на официальное духовенство, демонстрирующего неспособность дать идеологический отпор адептам экстремистского ислама.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/society/347334-dolzhny-li-kazahstanczy-otmechat-novyj-god/

Боксер Виктор Коточигов вернется на ринг 26 февраля Вести. Приморье. Железный тигр – необычный арт-объект открыли во Владивостоке Русский Размер - Весна Текст песни У Киевского вокзала открылся обновленный павильон Московского транспорта Вести. Дежурная часть. Глава "Петрофонда" подозревается в хищении 27 миллионов